РП Мой выбор - мое действие, 10 класс

Приложение № 24
основной образовательной программы
среднего общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Мой выбор – мое действие»
для обучающихся 10 класса

с. Черноусово
2024 год

Пояснительная записка
Данный учебный курс «Мой выбор – моё действие» предназначен для учащихся 10 класса с
целью расширения кругозора обучающихся, определения их профессиональной ориентации.
Курс относится к предметной области «Обществознание», учитывает основные тенденции
развития российского образования и ориентирован на формирование личностных качеств
выпускников профильной школы, адекватных ситуации динамичных изменений в современном
обществе.
Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных
наук: социологии, политологии, социальной психологии, права.
Актуальность данной программы определяется тем, что она максимально расширяет
представления обучающихся в области обществознания и ориентирована не только на получение
знаний, но и на формирование социальные навыков, умений, ключевых компетенций.
Рабочая программа данного элективного курса составлена на основе авторской программы
Е.Г.Калинкиной «Мой выбор – моё действие».
Цели курса:
 формирование у обучающихся навыков анализа социальной ситуации,
 проведение комплекса практических шагов, реальных действий подростка, в ходе которых
интересный и значимый теоретический материал станет составной частью его
собственного взгляда на мир и возможности в нем
Специфика и новизна курса заключаются в сочетании теоретических знаний и социального
проектирования как социально значимой, самостоятельной и ориентированной на
практический результат деятельности обучающихся. Именно в ходе социального
проектирования формируются значимые и одобряемые обществом навыки социального
поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе теоретических уроков.
В основе организации учебного процесса по данному курсу особая роль отводится
интерактивным формам и методам обучения. В качестве форм контроля знаний используются
письменные работы (эссе, мини-сочинения и т.п.), проектные работы по темам курса,
проведение дебатов, круглых столов, дискуссий.
Общие учебные умения и навыки:
1. Познавательные.
 умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность
в соответствии с заданной целью;
 умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
 умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
 умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления,
оценки и классификации объектов;
 умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения
творческих и поисковых задач;
 умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
 умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как
результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных
технологий.
2. Информационно-коммуникативные.
 поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников
различного типа;
 извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной
информации; перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную
познавательной и коммуникативной ситуации;
 умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;



умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования
текста, создания собственного текста;
 использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации
информации, презентации результатов познавательной и
 практической деятельности;
 владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные.
 понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
 объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих
личностных качеств;
 владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
 оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и
повседневной жизни;
 осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
 умение отстаивать свою гражданскую позицию;
 осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
1
2
3

Класс
10
10
10

Тема
Введение.
«Моё здоровье».
«Преступление и наказание».

Кол-во часов
1
10
12

Содержание курса
Введение
Свобода. Выбор. Действие. Ответственность. Жизненные ценности в свободном обществе.
Понятие и цели соц. проектирования.
Тема1. «Моё здоровье»
Здоровье. Привычки. Здоровый образ жизни. Пути сохранения здоровья. Понятие социальной
пробы. Выбор вида, постановка целей, проведение соц. пробы, представление результатов соц.
пробы.
Тема 2. «Преступление и наказание»
Преступление и правонарушение. Причины преступности. Юридическая ответственность и ее
виды. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Понятие соц. практики.
Выбор объекта, определение целей и осуществление социальной практики. Представление
результатов соц. практики.
Тема 3. «Четвертая власть»
СМИ и их роль в современном мире. Влияние СМИ на формирование установок и
мировоззрения личности. Способы противостояния манипулятивному воздействию СМИ.
Определение темы, целей и этапов соц. пробы и соц. практики. Выбор вида и проведение
соц.пробы. Выбор объекта, определение целей и осуществление социальной практики.
Представление результатов соц. практики.
Тема 4. «Я и политика»
Политика. Гражданская позиция. Политическое участие. Избирательное право. Проблема
политической активности. Человек и политика. Определение темы, целей и этапов соц. пробы и
соц. практики. Выбор вида и проведение соц.пробы. Выбор объекта, определение целей и
осуществление социальной практики. Представление результатов соц. практики и
проектирования.
Тема 5. «Учимся строить отношения»
Взаимодействие и взаимозависимость людей в обществе. Правила и нормы. Конфликты и
способы их предотвращения и разрешения. Соглашение и компромисс. Семья и ее роль в жизни

человека и общества. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Брачный договор.
Взаимоотношения в семье. Свобода и контроль. Определение темы, целей и этапов соц. пробы и
соц. практики. Выбор вида и проведение соц.пробы. Выбор объекта, определение целей и
осуществление социальной практики. Представление результатов соц. практики и
проектирования.
Презентация проектов. Внешняя оценка.
Внешняя презентация проектов, их оценивание. Выбор и повседневная жизнь человека. Свобода
и ответственность в деятельности человека – выбор 21 века.

Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год в 10 классе
Элективный курс: «Мой выбор – моё действие».

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

Введение в предмет «Мой выбор –
мое действие».
Тема 1. «Моё здоровье» (10 часов
Здоровый образ жизни.

1

Домашнее задание

Записи в тетради,
сообщение на тему:
Здоровый образ жизни

«Моё здоровье». Пути сохранения
здоровья.

3

«Моё здоровье». Политика
1
государства по сохранению
здоровья населения.
Социальная проба по теме «Моё
1
Записи в тетради
здоровье».
Социальная практика по теме
1
Выполнение
«Моё здоровье».
практических задач
Социальный проект по теме «Моё
1
Работа над проектом.
здоровье».
Социальный проект по теме «Моё
1
Работа над проектом.
здоровье».
Презентация проекта.
1
Тема 2. «Преступление и наказание» (12 часов)
«Преступление и наказание».
1
Записи в тетради,
Преступление как наиболее
сообщение на тему:
тяжкий вид правонарушений.
Причины преступности.
«Преступление и наказание».
1
Записи в тетради,
Преступность и ее причины.
сообщение на тему:
Портрет преступника.
«Преступление и наказание».
1
Записи в тетради.
Классификация преступлений.
«Преступление и наказание».
1
Записи в тетради,
Юридическая ответственность.
заполнить таблицу.
Смягчающие и отягчающие
обстоятельства преступлений.

4-5
6-7
8
9
10
11

12

13
14

15

«Преступление и наказание».
Понятие наказания. Виновность.
Наказание несовершеннолетних
преступников.

1

16

Социальная проба по теме
«Преступление и наказание».

17

Социальная проба по теме
«Преступление и наказание».
Социальная практика по теме
«Преступление и наказание».

18

4.09.24

.
Записи в тетради,
11.09.24
сообщение на тему: Пути
сохранения здоровья.
Записи в тетради
18.09.24

2

1

Дата

25.09.24
2.10.24
9.10.24
16.10.24
23.10.24
6..11.24
13.11.24
20.11.24

27..11.24

4.12.24
11.12.24

18.12.24

1

Записи в тетради, ответы
на вопросы. Сообщение
на тему: УК РФ о
наказание
несовершеннолетних
Записи в тетради

1

Записи в тетради

15..01.25

1

Выполнение
практических задач

22.01.25

25.12.24

Корректировка
даты

19

1

Работа над проектом

29.01.25

1

Работа над проектом.

5.02.25

1

Работа над проектом

12.02.25

Социальная практика по теме
«Преступление и наказание».
20
21
22

23
24
25

26

27
28
29
30
31
32
33-34

Социальный проект по теме
«Преступление и наказание».
Социальный проект по теме
«Преступление и наказание».
Презентация проекта.

Сообщение на тему:
история формирования
СМИ.
Тема 3. «Четвёртая власть» (13 часов)
«Четвёртая власть». СМИ и их
1
Записи в тетради.
роль в современном мире.
Презентации.
«Четвёртая власть». СМИ как
1
Записи в тетради.
агент социализации человека.
«Четвёртая власть». Воздействие
1
Сообщение на тему:
СМИ на широкую аудиторию.
Способы
Способы противостояния
противостояния
манипулятивному воздействию
манипулятивному
СМИ.
воздействию СМИ.
«Четвёртая власть». Власть и
1
Записи в тетради.
СМИ.
Сообщение на тему:
Власть и СМИ.
Социальная проба по теме
1
Записи в тетради
«Четвёртая власть».
Социальная проба по теме
1
Записи в тетради
«Четвёртая власть».
Социальная практика по теме
1
Выполнение
«Четвёртая власть».
практических задач
Социальная практика по теме
1
Выполнение
«Четвёртая власть».
практических задач
Социальный проект по теме
1
Работа над проектом.
«Четвёртая власть».
Социальный проект по теме
1
Работа над проектом.
«Четвёртая власть».
Презентация проекта.
1
Обобщающий урок
1

19.02.25

26.02.25
5.03.25
12.03.25

19.03.25

2.04.25
9.04.25
16.04.25
23.04.25
7.05.25
14.05.25
21.05.25
28.05.25

УМК
1. Калинкина Е.Г. Эссе в современной образовательной практике: методика подготовки и
написания /Е.Г.Калинкина. – Н.Новгород, 2008.
2. Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей средней школы. – М.,2001.
3. Мой выбор: энциклопедия материалов. – М.,2002.
4. Мое действие – мой выбор: методическое пособие для учителей общеобразовательных
школ. – М., 2003
5. Никитин А.Ф. Право и политика/ А.Ф, Никитин. – М.: Просвещение, 2000.
6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям/ Н.Е. Щуркова. – М, 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».