РП ВД Информатика в задачах и вопросах, 9 класс

Приложение № 30
основной образовательной программы
основного общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Информатика в задачах и вопросах»
для обучающихся 9 класса

с. Черноусово,
2024 год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии c:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом МОиН России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом МОиН России
от 30.08.2013 № 1015;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 01.03.2019 № 95 «О внесении
изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
направленными МОиН РФ №08 – 1228 от 7 августа 2015 года (п.11, 12);
- Письмом Комитета по образованию от 23.03.2020 №03-12-259/20-0-1 «О
направлении методических рекомендаций Министерства просвещения Российской
Федерации от 19.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской
Федерации от 21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской
Федерации от 21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Уставом МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»;

- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Черноусовская СОШ № 19» ;
- учебным планом МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и
формирования универсальных учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на
период до 2025 года, которые обеспечивают формирование российской гражданской
идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к
основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
сформировать: представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с
выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение
курса
внеурочной
деятельности направлено
на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования:
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении данного курса, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
развитие чувства
информационной среды;

личной

ответственности

за

качество

окружающей

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе учебной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты. Основными
формируемыми при данного курса, являются:

метапредметными

результатами,

владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель»
и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов
ОГЭ по информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9
класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы
контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике.
Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы
измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость
передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал
демонстрационных версий.

по

данной

теме,

разбор

заданий

из

частей

2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их
функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Теоретический материал
демонстрационных версий.

по

данной

теме,

разбор

заданий

из

частей

2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая
система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти,
необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость
информационных продуктов, услуг связи.
Теоретический материал
демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»

по

данной

теме,

разбор

заданий

из

частей

2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие
операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и
неполадке и т.д.); использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия
безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и
разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка
количественных параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый для
хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг
связи
2.5. Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и
другие справочные системы
2.6. Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических
объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые
компьютерные модели. Знакомство с графическими редакторами. Операции
редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение; работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с
помощью
математического
(компьютерного)
моделирования.
Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер,
получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными
(в том числе движущимися)
устройствами

Теоретический материал
демонстрационных версий.

по

данной

теме,

разбор

заданий

из

частей

2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из
Интернета). Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены
демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия
направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно
варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.
Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с
практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого
раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и
электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по

определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить
внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего
задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем
курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных
работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов,
например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы
выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить
исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные
умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и
постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения
практического задания.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические
положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на
практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы
обучения:
демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
словесные (лекции, семинары, консультации);
практические (практические работы, направленные на организацию рабочего
места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для
выполнения своей работы).

3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во
часов

1

Основные подходы к разработке
контрольных измерительных материалов
ОГЭ по информатике»

1

2

Представление и передача информации

5

3

Обработка информации

8

4

Основные устройства ИКТ.

2

5

Поиск информации

4

6

Проектирование и моделирование.

2

7

Математические
электронные таблицы

инструменты,

2

8

Организация информационной среды,

6

9

Решение тестов ОГЭ

4

ИТОГО

34

4.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№

Название темы

п/п

ПЛАНИРОВАНИЕ
Колво
часо
в

1

Знакомство с контрольноизмерительными материалами ОГЭ по
информатике 2023

1

2

Объём памяти, необходимый для
хранения текстовых данных

1

Дата

КУРСА

Дом. задание

Прототип
задания № 1

3

Проверочная работа №1 «Объём памяти,
необходимый для хранения текстовых
данных»

1

Прототип
задания № 1

4

Декодирование кодовой

1

Прототип
задания № 2

1

Прототип
задания № 2

1

составного высказывания

Прототип
задания № 3

7

Проверочная работа №3 «Определение
истинности составного высказывания»

Прототип
задания № 3

8

Анализ простейших моделей объектов

1

Прототип
задания № 4

9

Проверочная работа №4 «Анализ
простейших моделей объектов»

1

Прототип
задания № 4

10

Анализ простых алгоритмов для
конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд

1

Прототип
задания № 5

11

Проверочная работа №5 «Анализ простых
алгоритмов для конкретного исполнителя
с фиксированным набором команд»

1

Прототип
задания № 5

12

Формальное исполнение алгоритмов,
записанных на языке программирования

1

Прототип
задания № 6

13

Проверочная работа №6 «Формальное
исполнение алгоритмов, записанных на
языке программирования»

14

Принципы адресации в сети Интернет

1

Прототип
задания № 7

15

Проверочная работа №7 «Принципы
адресации в сети Интернет»

1

Прототип
задания № 7

16

Принципы поиска информации в
Интернете

1

Прототип
задания № 8

17

Проверочная работа №8 «Принципы
поиска информации в Интернете»

1

Прототип
задания № 8

18

Анализ информации,

1

Прототип
задания № 9

последовательности
5

Проверочная работа №2 «Декодирование
кодовой
последовательности»

6

Определение истинности

представленной в виде схем

Прототип
задания № 6

19

Проверочная работа №9 «Анализ
информации,

1

Прототип
задания № 9

1

счисления

Прототип
задания № 10

Проверочная работа №10 «Запись чисел в
различных системах

Прототип
задания № 10

представленной в виде схем»
20
21

Запись чисел в различных системах

счисления»
22

Поиск информации в файлах

1

Прототип
задания № 11

и каталогах компьютера
23

Проверочная работа №11 «Поиск
информации в файлах и каталогах
компьютера»

1

Прототип
задания № 11

24

Определение количества и

1

Прототип
задания № 12

1

Прототип
задания № 12

информационного объёма
файлов, отобранных по
некоторому условию
25

Проверочная работа №12 «Определение
количества и
информационного объёма файлов,
отобранных по некоторому условию»

26

Создание презентации

27

Проверочная работа №13.1 «Создание
презентации»

28

Создание презентации текстового
документа

Прототип
задания №
13.2

29

Проверочная работа №13.2 «Создание
презентации текстового документа»

Прототип
задания №
13.2

30

Обработка большого массива данных с
использованием средств электронной

Прототип
задания №
13.1
1

1

Прототип
задания №
13.1

Прототип
задания № 14

таблицы
31

Проверочная работа №14 «Обработка
большого массива данных с

1

Прототип
задания № 14

использованием средств электронной
таблицы»
32

Создание и выполнение программы
(алгоритма)для заданного исполнителя

Прототип
задания № 15

33

Проверочная работа №15 «Создание и
выполнение программы (алгоритма)для
заданного исполнителя»

1

34

Решение тестов ОГЭ

1

Прототип
задания № 15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».