Приложение № 21 основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Черноусовская СОШ № 19», утв. приказом № 54а от 22.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 4 класса с. Черноусово, 2024 год Содержание 1. Пояснительная записка …………………………………………………….2 2. Содержание программы………………….……………………………….. 3 3. Описание места кружка в учебном плане ……………….……………….4 4. Описание ценностных ориентиров содержания …………………………5 5. Тематическое планирование …………………………………………….. 6 6. Методические рекомендации……………………..………………………. 7 7. Личностные, метапредметные и предметные результаты ………………9 8. Планируемый результат …………………………………………………11 9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 12 10. Список литературы ………………………………………………...……..13 11. Календарно – тематическое планирование …………………………… 14 Пояснительная записка Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.) Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервнопсихического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорнодвигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося использования их и обладает адаптационного, широким арсеналом приемов оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала. Содержание программы Программа формирование предусматривает коммуникативных, задания, упражнения, двигательных игры навыков, на развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место занятий в учебном плане. 34-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержанияданных занятий являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, – развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; – привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются: укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств; развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости; развитие сообразительности, творческого воображения; развитие коммуникативных умений; воспитание внимания, культуры поведения; создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе; обучить умению работать индивидуально и в группе, развить природные задатки и способности детей; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; Тематическое планирование 4 класс № 1 2 3 Разделы Русские народные игры Эстафеты Игры народов России итого Кол-во часов 19 8 7 34 Методические рекомендации 1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила. 2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. 3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Весь материал разделяется на отдельные разделы: 1. раздел - «Русские народные игры», изучается в 4 класс. 2. раздел - «Игры народов России», изучается в 4- класс. 3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 4- класс. 4. раздел - «Эстафеты», изучается в 4- класс. Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей. цели изучения по каждому разделу «Русские народные игры» Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. «Игры народов России» Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. «Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты» Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ КУРСА Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Формы занятий: Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. Материально-техническое обеспечение Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности. К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр); К –полный комплект (для каждого обучающегося); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся); П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек) № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1 Основная литература для учителя 1.1 Стандарт начального общего образования по физической культуре Д 1.2 Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.) Д 1.3 Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 –. М., БАЛАСС, 2012г. Ф 1.4 Рабочая программа по физической культуре Д 2 Дополнительная литература для учителя 2.1 О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. Д 2.2 Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г. Д 2.3 Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-наДону, издательство «Феникс», 2004г. Д 2.4 Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002 Д 3 Дополнительная литература для обучающихся 3.1 Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 –. М., БАЛАСС, 2012г. 4 Учебно-практическое оборудование 4.1 Бревно гимнастическое напольное П 4.2 Козел гимнастический П 4.3 Канат для лазанья П Кол-во Ф 4.4 Перекладина гимнастическая (пристеночная) П 4.5 Стенка гимнастическая П 4.6 Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) П 4.7 Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) П 4.8 Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные К 4.9 Палка гимнастическая К 4.10 Скакалка детская К 4.11 Мат гимнастический П 4.12 Гимнастический подкидной мостик Д 4.13 Кегли К 4.14 Обруч детский Д 4.15 Рулетка измерительная К 4.16 Набор инструментов для подготовки прыжковых ям Д 4.17 Лыжи детские (с креплениями и палками) П 4.18 Щит баскетбольный тренировочный Д 4.19 Сетка волейбольная Д 4.20 Аптечка Д Список литературы. 1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с. 2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы». 3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 4 класс: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения. 4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с. 5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с. 6. Физическая культура. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с. 7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с. 8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с. 9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с. 10.Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 4 класс / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.Контрольно -измерительные материалы Календарно - тематическое планирование 4-й класс (34часа) № п/п Тема занятия Колво часов 1 Русская народная игра «Жмурки» 1 2 Русская народная игра «Кот и мышь» 1 3 Русская народная игра «Горелки» 1 4 Русская народная игра «Салки» 1 5 Русская народная игра «Пятнашки» 1 6 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 7 Русская народная игра «Фанты» 1 8 Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» 1 9 Русская народная игра «Волк» 1 Дата 10 Русская народная игра «Птицелов» 1 11 Русская народная игра «Гори, гори ясно!» 1 12 Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1 13 Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1 14 1 15 Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» Марийская народная игра «Катание мяча» 16 Татарская народная игра «Серый волк» 1 17 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1 18 Чувашская игра «Рыбки 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета со скакалкой 1 21 Эстафета «С мячом» 1 22 Эстафета зверей 1 23 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 24 Эстафета «Вызов номеров» 1 25 Эстафета по кругу 1 26 Эстафета с обручем 1 27 Русская народная игра «Салки» 1 28 Русская народная игра «Пятнашки» 1 29 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 30 Русская народная игра «Краски» 1 31 Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1 32 Русская народная игра «Третий лишний» 1 33 Русская народная игра «Пятнашки» 1 34 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 1