РП Подвижные игры, 4 класс

Приложение № 21
основной образовательной программы
начального общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
для обучающихся 4 класса

с. Черноусово,
2024 год

Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………….2
2. Содержание программы………………….……………………………….. 3
3. Описание места кружка в учебном плане ……………….……………….4
4.

Описание ценностных ориентиров содержания …………………………5

5.

Тематическое планирование …………………………………………….. 6

6. Методические рекомендации……………………..………………………. 7
7. Личностные, метапредметные и предметные результаты ………………9
8. Планируемый результат …………………………………………………11
9.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 12

10. Список литературы ………………………………………………...……..13
11. Календарно – тематическое планирование …………………………… 14

Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и
примерной

программы

по

организации

внеурочной

деятельности

обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервнопсихического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым
условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным
уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье
и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы
и

функций

организма,

определенный

уровень

сформированности

двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность
выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со
школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития
многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в
процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У

многих

первоклассников

наблюдается

низкая

двигательная

активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорнодвигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и
нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям
более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а
потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые
исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы
укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению
успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность
коррекционно-развивающего

образовательного

процесса

должна

быть

напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как
средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна
в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и
минимизировать

те

негативные

моменты,

которые

имелись

в

их

предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать.
Результативно это может происходить только в том случае, если педагог
хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического
развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания»
разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности
младшего

обучающегося

использования

их

и

обладает

адаптационного,

широким

арсеналом

приемов

оздоровительно-развивающего

и

коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа
формирование

предусматривает
коммуникативных,

задания,

упражнения,

двигательных

игры

навыков,

на

развитие

физических навыков. Это способствует появлению желания общению с
другими

людьми,

занятиями

спортом,

интеллектуальными

видами

деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм
заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы.
Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить
обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то
алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире –
это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры»
вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие,
интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как:
внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему
развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил

и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции,
ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость,
коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Место занятий в учебном плане.
34-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность
занятия 35 - 40 минут. Содержание занятий отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает
реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и
любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержанияданных занятий являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с
выбором алгоритма действия,
–

развитие

познавательной

активности

и

самостоятельности

обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников
в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить
физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
 укрепление здоровья обучающихся посредством развития
физических качеств;
 развитие двигательных реакций, точности движения,
ловкости;
 развитие сообразительности, творческого воображения;

 развитие коммуникативных умений;
 воспитание внимания, культуры поведения;
 создание проблемных ситуаций, активизация творческого
отношения обучающихся к себе;
 обучить умению работать индивидуально и в группе,
 развить природные задатки и способности детей;
 развитие доброжелательности, доверия и внимательности к
людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем,
кто в ней нуждается.
 развитие

коммуникативной

компетентности

младших

школьников на основе организации совместной продуктивной
деятельности;

Тематическое планирование 4 класс
№

1
2
3

Разделы

Русские народные игры
Эстафеты
Игры народов России
итого

Кол-во часов

19
8
7
34

Методические рекомендации
1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним
приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки
имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая
сложными салками, разные условия и разные правила.
2. Игры-поиски.

Игры,

направленные

на

развитие

координации, скорости движения, умения соблюдать правила.
Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после

работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в
процессе игры активизируются иные центры нервной системы и
отдыхают у томленные центры.
3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел
входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по
новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое).
Эти

игры

развивают

быстроту

реакции,

сообразительность,

вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1.

раздел - «Русские народные игры», изучается в 4

класс.
2.

раздел - «Игры народов России», изучается в 4- класс.

3.

раздел - «Подвижные игры», изучается в 4- класс.

4.

раздел - «Эстафеты», изучается в 4- класс.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от
простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют
их возрастным способностям. Детям присуще постоянно находиться в
движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко
запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в
движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и
занимательный материал. Знакомясь с историей и играмиразличных народов,
они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и
нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать
физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость.
Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»
Цели:

познакомить

с

разнообразием

игр

различных

народов,

проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности.
Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту
реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций,
внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и
ответственности
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ КУРСА
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:






умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса
являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

















проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых
в процессе ее выполнения;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
 видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
 оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
 управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы
по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
 организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью









взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки,
эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с

использованием спортивного инвентаря и без него.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические
курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой
образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как
спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и
спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические,
эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического
воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать
возрастным особенностям младших обучающихся; его количество
определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для
выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов,
правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической

стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы.
Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество
снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2
обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6
человек)
№
п/п

Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения

1

Основная литература для учителя

1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

Д

1.2

Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной
школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)

Д

1.3

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник .
Книга 1. 1 –. М., БАЛАСС, 2012г.

Ф

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

2.1

О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной
школе. Методическое пособие.

Д

2.2

Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического
воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.

Д

2.3

Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-наДону, издательство «Феникс», 2004г.

Д

2.4

Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе.
– М., 2002

Д

3

Дополнительная литература для обучающихся

3.1

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга
1. 1 –. М., БАЛАСС, 2012г.

4

Учебно-практическое оборудование

4.1

Бревно гимнастическое напольное

П

4.2

Козел гимнастический

П

4.3

Канат для лазанья

П

Кол-во

Ф

4.4

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

4.5

Стенка гимнастическая

П

4.6

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

4.7

Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные
баскетбольные щиты)

П

4.8

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные,
волейбольные, футбольные

К

4.9

Палка гимнастическая

К

4.10 Скакалка детская

К

4.11 Мат гимнастический

П

4.12 Гимнастический подкидной мостик

Д

4.13 Кегли

К

4.14 Обруч детский

Д

4.15 Рулетка измерительная

К

4.16 Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

Д

4.17 Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

4.18 Щит баскетбольный тренировочный

Д

4.19 Сетка волейбольная

Д

4.20 Аптечка

Д

Список литературы.
1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный
государственный образовательный стандарт, Примерная основная
образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа
отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И.
Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое
пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная
система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной
школы».

3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая
культура. 4 класс: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. –
Стандарты второго поколения.
4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья,
спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др.
Учитель 2007-173с.
5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев,
С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
6. Физическая культура. 4 класс. Методические рекомендации для
учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс,
2012.-128с.
7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной
редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. –
Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт.
Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт.
Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
10.Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 4 класс
/ Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.Контрольно -измерительные материалы
Календарно - тематическое планирование
4-й класс (34часа)
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов

1

Русская народная игра «Жмурки»

1

2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

3

Русская народная игра «Горелки»

1

4

Русская народная игра «Салки»

1

5

Русская народная игра «Пятнашки»

1

6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

7

Русская народная игра «Фанты»

1

8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

9

Русская народная игра «Волк»

1

Дата

10

Русская народная игра «Птицелов»

1

11

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

12

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

13

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

14

1

15

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними
платок»
Марийская народная игра «Катание мяча»

16

Татарская народная игра «Серый волк»

1

17

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

18

Чувашская игра «Рыбки

1

19

Эстафета «Передача мяча»

1

20

Эстафета со скакалкой

1

21

Эстафета «С мячом»

1

22

Эстафета зверей

1

23

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

24

Эстафета «Вызов номеров»

1

25

Эстафета по кругу

1

26

Эстафета с обручем

1

27

Русская народная игра «Салки»

1

28

Русская народная игра «Пятнашки»

1

29

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

30

Русская народная игра «Краски»

1

31

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

32

Русская народная игра «Третий лишний»

1

33

Русская народная игра «Пятнашки»

1

34

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».