Приложение №
основной образовательной программы
среднего общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10-11 класса
с. Черноусово,
2025 год
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Практикум по русскому языку»
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому
языку на базовом уровне являются:
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе
гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
- осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения; - осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
- нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей. Метапредметными
результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются:
- умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не
допускать конфликтов;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза,
сравнения;
- способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты
разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения,
адресата и т. д.);
- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать
деятельность;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами являются:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного
знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития,
функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая
ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст,
признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка;
основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка;
источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
- владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
- сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами
анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
- сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
- владение различными приёмами редактирования текстов;
- сформированность текстов разных стилей и жанров;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты
в речевой практике.
2. Содержание элективного курса
10 класс
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского
языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между
словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования формы слова разных
частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение
предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных
предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
11 класс
Орфографические нормы (4 ч.)
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний.
Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание
суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи.
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных
слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными
членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в
сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок
при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие
сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем
исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного
текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация
собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов.
Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение,
типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и
выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых,
этических, фактологических норм.
3
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
Тема урока
Количество
часов
1
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку.
1
Спецификация
экзаменационной
работы.
Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и
сочинения
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
4
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
1
5
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие
лексики русского языка.
1
6
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне.
1
Грамматические нормы.
Грамматические
нормы.
словообразовательные,
морфологические, синтаксические.
Грамматические ошибки и их предупреждение.
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
Морфологические нормы.
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка.
Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль.
1
1
№
п/п
1
2
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
Лексическая сочетаемость слов.
Предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения.
Простые и сложные предложения.
Односоставные
предложения.
Неполные
предложения.
Интонационная норма.
Нормы согласования, управления, примыкания.
Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в
косвенную.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
Анализ ошибок, допущенных в промежуточной аттестации.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 11 класс с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
Тема урока
Количество
часов
Принципы русской орфографии. Трудный случай русской
орфографии: правописание корней и приставок.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и глагольных форм.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
1
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
31
32
33
Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях
с однородными членами, при обособленных членах;
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными
видами связи.
Структура,
языковое
оформление. Смысловая
и
композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ
текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их
отличительные признаки. Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение
каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.
Разговорный стиль речи. Его особенности.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение,
сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения
текста.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля.
Научный стиль, его особенности.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении
стиля текста.
Речь.
Изобразительно-выразительные средства
языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические
фигуры, их роль в тексте.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания,
композиция, речевое оформление, грамотность)
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста.
Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного
текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи.
Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых,
этических, фактологических норм.
4. Воспитательный аспект урока
Воспитательного потенциала урока предполагает следующее :
установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию
обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
5. Электронные образовательные ресурсы
1. Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная
система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и
литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное
пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для
современного учителя литературы
2. Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
(ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности,
библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские
журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная
программа по литературе на одном сайте
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный
русский язык: электронный учебник
3. Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на
урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок
литературы»
4. Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fi
ds[]=279 Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fi
ds[]=269/Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
5. Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики»
(www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студентуфилологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале
«ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература;
риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и
тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки,
конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник
методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX
веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка
и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
www.mgn.ru/~gmc/rus.html/ Методические материалы для учителя русского языка и литературы
http://pavlrimc.narod.ru/RUS_SEMINAR.html/ Материалы семинара «Учителю русского языка и
литературы»
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт
филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по
русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок
для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель –
учителю» издательства «Просвещение»
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников
6. Олимпиады, конкурсы:
http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная
версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр
http://www.mk.ru/msu/?p=pavila3– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова
http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому
языку «Светозар»
www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования)
7.Дистанционное образование:
www.ode.ru/ – Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ
http://de.msu.ru/course/list?category=2/ – Дистанционные подготовительные курсы МГУ
http://russ.olymp.mioo.ru/– Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная
подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)
http://abiturcenter.ru/kursy/index_n.php?topic=kurs_zao/– Заочные подготовительные курсы УНЦ ДО
МГУ (литература, русский язык)
8.ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru – Официальный информационный портал ЕГЭ
http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»