Приложение
основной образовательной программы
среднего общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Практикум по английскому языку»
для обучающихся 11 класса
с. Черноусово,
2025 год
Пояснительная записка.
Знание иностранных языков в наш век очень важно. Наше время отмечено глобализацией
экономики, интеграцией политической, культурной и хозяйственной жизни, что ведет к
укреплению связей между странами в различных областях. Все эти изменения привели к
значительному повышению роли иностранного языка в обществе. Вследствие глобальных
изменений в общественной жизни России, как и во всем мире, изменилась роль
иностранного языка и в системе образования. Из простого учебного предмета он
превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения
профессиональной реализации личности.
Значимость изучения иностранного языка в школе подтверждена и желанием многих
учащихся выйти на ГИА в формате ЕГЭ, в связи с чем возникает необходимость создать
такой курс по подготовке к ЕГЭ, который позволит с одной стороны систематизировать
знания, с другой - повысить уровень речевой подготовки в целом
.
Программа элективного курса ориентирована на подготовку учащихся к итоговой
аттестации по иностранному языку в формате ЕГЭ. Предлагаемая рабочая программа
предназначена для обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к структуре рабочей
программы, а также с учётом планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, кодификаторов элементов
содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений для проведения единого государственного экзамена.
Цели рабочей программы элективного курса
Главная цель курса — подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ,
которая включает в себя развитие коммуникативной компетенции учащихся в
совокупности ее составляющих: речевой (говорение, аудирование, чтение и письмо),
языковой (систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми
средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения), социокультурной
(приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого
иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения), компенсаторной (развитие
умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и
передачи иноязычной информации) и учебно-познавательной (дальнейшее развитие
общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами
и приемами самостоятельного изучения языков и культур), а также развитие и воспитание
потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения,
познания и самореализации.
Основными задачами реализации данной цели являются:
- повторение и обобщение материала по разделам грамматика и лексика;
- совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности;
- развитие гибкости мышления, способности ориентироваться в типах экзаменационных
заданий;
- обучение основным стратегиям поведения в трудной языковой ситуации;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- ознакомление учащихся с экзаменационным форматом.
Данный элективный курс предполагает следующие формы проведения занятий:
- групповые занятия, в том числе занятия в режиме сетевого взаимодействия;
- работа в парах;
- самостоятельная работа;
- индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая дистанционно во внеурочное
время;
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных обучающимися умений и
навыков осуществляется при выполнении учащимися устных и письменных практических
и тестовых заданий, а также самими обучающимися путем самооценки и самоконтроля
при выполнении тестовых заданий, написания различного рода писем, эссе.
I. Описание места курса в учебном плане
Данный элективный курс предусмотрен учебным планом школы в части, формируемой
участниками образовательных отношений. На него отводится 1 час в неделю (34 часа в
год)
II. Общая характеристика элективного курса
Программа базируется на таких методологических принципах, каккоммуникативная
направленность всего процесса обучения, интегрированное обучение всем видам речевой
деятельности, деятельностный характер процесса обучения, личностно‐ориентированный
подход к изучению иностранного языка, использование всех видов наглядности,
максимальная повторяемость материала, постепенное усвоение языкового материала
учащимися.
Главная цель курса соответствует зафиксированным в стандарте основного общего
образования целям обучения иностранному языку, а также обусловлена необходимостью
специализированной подготовки к государственной итоговой аттестации по иностранным
языкам. В предлагаемой программе особый акцент делается на развитии универсальных
учебных действий и владении ключевыми компетенциями, а в свете происходящих
изменений в коммуникации (всё более актуальными становятся такие виды речевой
деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что
большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.
III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного
курса
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными результатами являются:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, учебной, творческой и других видах
деятельности;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
речью;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные
факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных
фактов;
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством
общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости
переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному,
давать краткую характеристику персонажей, сравнивать и анализировать;
В аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и в полном объеме понимать содержание аутентичных аудио- и
видеотекстов различного уровня сложности, относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и понимать аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,
выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
- воспринимать на слух и понимать прослушанный текст, устанавливая логические связи
внутри и между предложениями;
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием содержания в полном
объеме;
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с
использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки,
выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную
информацию, выражать своё мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации.
- извлекать из аутентичных информационных текстов с незнакомым языковым
материалом необходимую информацию, представленную виде оценочных суждений,
описания, аргументации;
- делать выводы из прочитанного текста;
- понимать логические связи внутри и между частями текста;
- уметь подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
В письменной речи:
- заполнять анкеты, бланки, формуляры;
- в соответствии с коммуникативной задачей логично строить высказывание;
- сообщать запрашиваемую информацию в заданном объеме и задавать вопросы в
соответствии с коммуникативной ситуацией;
- соблюдать формат письма и правильно соблюдать стиль речи;
- логично делить текст на абзацы и использовать средства логической связи для
соединения мыслей внутри текста;
- обладать достаточным запасом лексики и уметь правильно использовать лексические
единицы в пределах тем, связанных с повседневной жизнью;
- правильно использовать изученные грамматические структуры в соответствии с
коммуникативной задачей;
- соблюдать правила орфографии и правильно оформлять предложение пунктуационно;
Языковая компетенция:
- распознавать и употреблять в речи значения изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знать способы словообразования;
- понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка: синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
- знать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов,
страдательного залога, коммуникативных типов предложений и порядка слов в них,
согласования времен и косвенной речи, условных предложений);
Социокультурная компетенция:
- знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка; применять эти знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в
странах изучаемого языка;
- знать употребительную фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка,
некоторые распространённые образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
- иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого
языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);
- иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
- понимать роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных
замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- уметь сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с
разной глубиной понимания);
- уметь действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах заданной темы;
- уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных
языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- иметь представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, быть способным устанавливать межличностные и межкультурные
контакты в доступных пределах;
- иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознавать место
и роль родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на
иностранном языке;
Г. В эстетической сфере:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
IV.
Содержание элективного курса
Программа курса рассчитана на 34 часа и состоит из 5 разделов, где основной акцент
делается на развитии навыков чтения, письма и говорения, объединенных одной темой и
обеспечивающих преемственность при переходе от одного вида речевой деятельности к
другой:
раздел № 1 «Чтение» Природа и проблемы экологии, Культурно - исторические
особенности своей страны и стран изучаемого языка, Роль владения иностранными
языками в современном мире, Праздники и знаменательные даты в различных странах
мира(6 часов)
раздел № 2 «Письмо» Природа и проблемы экологии, Роль владения иностранными
языками в современном мире, Проблема выбора профессии (6 часов)
раздел № 3 «Говорение» Природа и проблемы экологии, Культурно – исторические
особенности своей страны и стран изучаемого языка, Роль владения иностранными
языками в современном мире, Праздники и знаменательные даты в различных странах
мира, Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения, Планы на
будущее, проблема выбора профессии, Школьное образование. Изучаемые предметы,
отношение к ним. Каникулы, Научно-технический прогресс, его перспективы и
последствия. (10 часов)
раздел № 4 «Лексика и грамматика» Видо – временные формы глагола, страдательный
залог, согласование времен и косвенная речь (5 часов)
раздел № 5 «Аудирование» Роль владения иностранными языками в современном мире,
Школьное образование, Культурно – исторические особенности страны изучаемого
языка. (5 часов)
Учебно-тематическое планирование.
№п/п Тема занятия
1.
2.
Цели, содержание и процедура
проведения ЕГЭ по английскому
языку. Цель данного курса.
Нормативно-правовая база.
Аудирование:
3.
Ознакомление с форматом
заданий по аудированию.
Практическое выполнение
заданий по аудированию с
целью понимания основного
содержания
Аудирование:
Ознакомление и
практическое выполнение
заданий с целью извлечения
Формы
организационной
деят-ти учителя и
уч-ся
Лекция
Прослушивание
аудиозаписи и
выполнение
тренировочных
заданий
Прослушивание
аудиозаписи и
выполнение
тренировочных
заданий
Формы контроля
заданной информации
4.
Аудирование:
5.
Аудирование:
6.
Ознакомление и
практическое выполнение
заданий с целью детального
понимания
Практическое выполнение
заданий разного вида
Аудирование:
Практическое выполнение
заданий разного вида
7.
Аудирование. ИТОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ.
8.
Чтение:
9.
10.
11.
Работа с
образцами КИМов
Ознакомление и
практическое выполнение
заданий с целью детального
понимания
Чтение:
Работа с
образцами КИМов
Ознакомление и
практическое выполнение
заданий с целью извлечения
заданной информации
Чтение:
Прослушивание
аудиозаписи и
выполнение
тренировочных
заданий
Прослушивание
аудиозаписи и
выполнение
тренировочных
заданий
Прослушивание
аудиозаписи с
выполнением
заданий в бланке
ответов
Работа с КИМами
ознакомление с форматом
заданий по чтению
Практическое выполнение
заданий по чтению с целью
понимания основного
содержания
Чтение:
Прослушивание
аудиозаписи и
выполнение
тренировочных
заданий
практическое выполнение
Работа с
образцами КИМов
Выполнение
задания по
аудированию в
полном объеме
формата ЕГЭ
заданий по чтению разного
вида
12.
Чтение:
Работа с
образцами КИМов
практическое выполнение
заданий по чтению разного
вида
13.
Чтение. Итоговый контроль
Выполнение
заданий в бланке
ответов
14.
Использование языка ( лексика и
грамматика). Ознакомление с
форматом заданий. Практическое
выполнение заданий разного
уровня ( базового, повышенного ,
сложного)
Практическое выполнение
заданий на словообразование
Практическое выполнение
заданий на словообразование
Практическое выполнение
заданий на выбор правильного
ответа из 4-х предлагаемых.
Выполнение заданий на
произношение.
Практическое выполнение
заданий на выбор правильного
ответа из 4-х предлагаемых.
Выполнение заданий на
произношение.
Лексика и грамматика. Итоговой
контроль.
Работа с
образцами КИМов
Письмо. Ознакомление с
форматом заданий . Практическое
выполнение задания: написание
открытки
Обучение заполнению анкет.
Работа с
образцами КИМов
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
23.
Обучение написанию писем
личного характера.
Обучение написанию эссэ.
24.
Обучение написанию е-mail .
22.
Выполнение
полноформатного
задания по
чтению
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Выполнение
заданий в бланке
ответов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
Выполнение
полноформатного
задания по
разделу «Лексика
и грамматика»
26.
Письмо.Итоговый контроль.
27.
32.
Говорение. Ознакомление с
форматом заданий. Обучение
тематическому монологическому
высказыванию(задание базового
уровня)
Обучение тематическому
монологическому высказыванию
Обучение диалогу с целью обмена
оценочной информацией.
Обучение диалогу с целью обмена
оценочной информацией.
Обучение монологической и
диалогической речи в формате
ЕГЭ.
Говорение. Итоговый контроль.
3334.
Выполнение полноформатного
задания по образцу ЕГЭ.
28.
29.
30.
31.
образцами КИМов
Выполнение
Выполнение
заданий в бланке
полноформатного
ответов
задания по
разделу
«Письмо»
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Работа с
образцами КИМов
Выполнение
заданий с
использованием
образцов карточек
по говорению
Образцы КИМов и
бланков ответов
Контроль устной
речи с записью
на аудиокассету.
Контроль всех
видов речевой
деятельности с
учетом времени
выполнения
заданий и
соблюдением
процедуры
проведения ЕГЭ
по иностранному
языку.