Учебный план НОО ТНР (Вариант 5.2) на 2025-2026 уч. год

Приложение № 1
адаптированной основной
образовательной программы
начального общего образования
для обучающихся с ТНР (Вариант 5.2)
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
для обучающихся с ТНР (Вариант 5.2)

с. Черноусово
2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черноусовская
средняя общеобразовательная школа № 19» (далее – учебный план) является
нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках
недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебным планом определен перечень предметной, коррекционноразвивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального
общего образования.
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении "Черноусовская средняя общеобразовательная школа №19"
начинается 01.09.2025 г. и заканчивается 26.05.2026 г.
Продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 недели, во 2 - 4
классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Учебная нагрузка в течение учебной недели может быть распределена с
учетом 2-х вариантов:
 1 вариант: низкий уровень в понедельник и пятницу при 5-дневной учебной
неделе; пятницу и субботу при 6-дневной учебной неделе: с нарастанием
нагрузки к середине недели;

 2 вариант: при варианте с «облегченным» днем в середине недели наиболее

высокие баллы приходятся на вторник и четверг при 5-дневной учебной
неделе, либо среду и пятницу при 6-дневной учебной неделе (МР 2.4.033123).
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час)
составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
 Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 1-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
образования обучающихся с ТНР:

 формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
 профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
 формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень
учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных
культур и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного
предмета является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных
культур и светской этики", осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских
собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). На
основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости
от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных
групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из
обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого
взаимодействия.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса, предусматривает:

 учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в
речевом, психическом и (или) физическом развитии;
 учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Время, отводимое на данную часть учебного плана распределено следующим
образом:
- по 2 часа в 1 и 1 дополнительном классе используется на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение учебного предмета «Обучение грамоте»;
- по 1 часу в 1 классе во 2 полугодии и во 2-4 классах используется на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык»;
- по 2 часа в 2-4 классах на изучение учебного предмета «Иностранный язык
(английский)»;
- 1 час в неделю внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется в 1 дополнительном классе, 1 классе и 2 - 3 классах на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета
«Физическая культура». В 4 классе 3-й час «Физической культуры» реализуется за
счет внеурочной деятельности.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы:
"Логопедическая ритмика", "Развитие речи", "Произношение". В структуру
коррекционно-развивающей
области
включаются
индивидуальные
и
подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений,
развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей
обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним
обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий
обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с
2 - 4 обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений подгрупповых
логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области

осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество
часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие
курсы указано на одного обучающегося.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне
начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Вся образовательная и воспитательная деятельность построена таким образом,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по
коррекции (или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР,
обеспечивая тесную связь содержания образования с его развивающей
направленностью.
ФАОП НОО для обучающихся с ТНР предусматривается создание
индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей
групп или отдельных обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для
обучающихся с первым уровнем речевого развития, характеризующихся
"отсутствием общеупотребительной речи", имеющих выраженный дефицит
сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры,
нарушающие возможность установления речевого взаимодействия с
окружающими. Основной целью формирования социальной компетенции этих
обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с
родителями (законными представителями) и сверстниками через интенсивное
развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Черноусовская средняя общеобразовательная школа №19" языком обучения
является русский язык.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется
в соответствии с календарным учебным графиком.

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам
четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноусовская
средняя общеобразовательная школа №19".
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Промежуточная
аттестация
результатов
реализации
программы
коррекционной работы, в том числе, коррекционных курсов, производится
посредством текущего мониторинга динамики развития обучающегося.
При реализации данной ФАОП должны быть созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и
особенностей здоровья.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область

Русский язык и литературное
чтение
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание ("Окружающий
мир")
Основы религиозных культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого

Учебный предмет

Русский язык
Обучение грамоте
Литературное чтение
Математика

Количество часов в неделю
1*
Букварный
После
1 доп*
2*
период
букварный
период
Обязательная часть
4
4
7
7
4
4
4
4
4
4

Окружающий мир
Основы религиозных культур и
светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура

3

4*

4
4
4

4
4
4

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

1

1
1
1
2
19

1
1
1
2
19

1
1
1
2
20

1
2
1
23
23
34
782
2
1

1
2
1
23
23
34
782
2
1

1
2
0
23
23
34
782
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
18
18
19
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Наименование учебного курса
Обучение грамоте

Русский язык
Иностранный язык (английский)
Физическая культура
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
Развитие речи
Обязательные
коррекционные
Логопедическая ритмика
курсы:
Произношение

2

2

0
1
21
21
33
693
2
1
2

0
1
21
21
33
693

1
0
1
21
21
33
693
2
1
1

Индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия
Коррекционно-развивающие занятия по
русскому языку
Коррекционно-развивающие занятия по
математике
* не реализуется в 2025-2026 уч году

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».