РП ВД Семьеведение, 10 класс

Приложение № 29
основной образовательной программы
среднего общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
для обучающихся 10 класса

с. Черноусово
2024 год

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности
«Семьеведение» 10 класс
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 10 класса и
реализуется на основе следующих документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).
2.
Федеральный Государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и
дополнениями).
3.
Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО,
утвержденных приказами Минпросвещения России от 31.05.2021 №286
«Федерального образовательного государственного стандарта начального
общего образования» и №287 «Об утверждении федерального
образовательного государственного стандарта основного общего образования»
4.
Концепция государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года №1618-р. (с
изменениями и дополнениями).
5.
Концепция демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и
дополнениями).
6.
Концепция долгосрочного социально – экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (с
изменениями и дополнениями).
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. N 996-р). (с изменениями и дополнениями).
8.
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
9.
Основная образовательная программа СОО МБОУ «Черноусовскя
СОШ №19»(приказ №54а от 22.08.2023г.
10.Устав МБОУ «Черноусовская СОШ №19»,( на
основании
Постановления Главы Белоярского городского округа от « 22 » декабря 2015г.
№ 4086.
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в
соответствии с ФГОС.
2.
Содержание курса программы внеурочной деятельности
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

2

Место внеурочной деятельности в учебном плане: программа курса
«Семьеведение» рассчитана на 1год, с общим объёмом 34 часа (34 часа/год по
1 часу в неделю).
Цели курса: формирование у обучающихся необходимой для их развития
системы духовно-нравственных представлений об институте брака и семьи в
современном обществе, ценности созидательных отношений, ценности семьи,
ценности мужественности и женственности; готовности осмысленно решать
повседневные жизненные ситуации; способствовать благоприятному
вхождению обучающегося в мир социальных отношений посредством
формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
• создание условий для формирования нравственной устойчивости и
навыков созидательного общения;
• создание условий для здорового понимания ценности мужественности и
женственности; • создание условий для формирования общего представления
о предназначении семьи, роли семейной жизни в удовлетворении потребностей
человека;
• способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи,
гордости за их достижения;
• способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни
человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному
отношению к членам
семьи;
• создание
условий для усвоения приемов саморегуляции и
конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем; развивать
навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
• раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения
счастливой семьи;
• определить роль членов семьи;
• способствовать формированию самостоятельности в решении семейных
проблем; • добиться понимания учениками значения как самого труда в семье
для удовлетворения
основных потребностей и обеспечения ее
жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов
семьи в его организации;
•продолжить знакомство учащихся с такими признаками семьи, как
совместный труд и ведение домашнего хозяйства, ресурсы семьи;
• продолжить формирование у школьников представления о понятии
семейное хозяйство;
• способствовать формированию культурного поведения в семье;
• побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций,
бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;
• способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного
отношения к семейно-родовой истории;
• дать представление об основных этапах динамики семейных отношений,
типичных для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

3
• раскрыть механизмы влияния родительских воспитательных установок

на развитие личности ребенка
Преподавание ориентировано на использование учебников:
1.
Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11
классов общеобразовательных учреждений / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л.
Москвичева, М.А.
Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Издво «Арткитчен», 2021. – 244 с.
2.
«Семьеведение,
составители
Л.В.Карцева,
А.Н.Яныкина,
Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год.
3.
Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной
жизни» 9- 11 класс,под редакцией академика Российской Академии
образования А.А.
Реана ( авторы : А.А.Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А.
Новикова .
Издательство «Арткитчен», Москва 2019
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими
в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения
по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных
поступков;

4
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и

общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни;
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернетсреде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
- способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
- осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

5

Метапредметные результаты
1.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений
и процессов;
- устанавливать
существенный признак
классификации
социальных
фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное; - формулировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
информации;
- оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями Общение:

6
- воспринимать

и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;

7
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом
объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; - регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
 Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке
и семье.
• Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни,
как заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение
домохозяйства, решение семейных конфликтов.
• Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами
общественной жизни как экономика, право, религия, культура.
• Определение роли государства в поддержке семьи как социального
института и приоритетов в семейной политике.
• Формирование социальной, демографической, правовой, экономической,
нравственной культуры учащихся.
• Осознание важности и значимости семейных ценностей для
общественного и личностного развития поколений.
• Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и
в школе.

8
• Формирование

терпимости к альтернативным формам брачных
взаимоотношений в ситуации предпочтительности традиционных моделей
брака и семьи.
• Развитие
положительных личностных качеств школьников –
ответственности, долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству.
• Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных
и семейных отношений, среди которых – вступление в официальный брак,
наличие уютного дома, собственной семьи, нескольких детей, конструктивные
отношения с прародителями, забота о старших и младших членах семьи.
Обучающиеся научатся:
- определять основные этапы динамики семейных отношений;
- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;
- различать основные психологические характеристики полов и их
характер влияния на жизнь семьи;
- различать механизмы влияния родительских воспитательных установок
на развития личности ребенка;
- определять способы формирования семейного бюджета;
- использовать традиции семьи в жизни;
- перечислять правила совместной жизни в семье;
- определять терминологию родства в применении к членам
Обучающийся получит возможность научиться:
-ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
- первичному самоопределению в семейной сфере, в жизненных
ценностях, ценностносмысловой ориентации;
-положительному образу семьи, родительства (отцовства и материнства),
- умению слушать и слышать партнера, признавать право на собственное
мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.

Содержание курса программы внеурочной деятельности 10 класс

9

№
п/п
1

2

3

4

5

Раздел программы

Кол-во
часв

Семья и её функции
4
Уход за пожилыми членами семьи. Домашняя
аптечка.
Правила
приема
лекарственных
препаратов.
Опасность
самолечения.
Злоупотребление
медикаментами.
Побочное
действие лекарственных средств. Безопасное
хранение и обращение с лекарственными
средствами.
Семья и школа
2
Подвержены ли вы чужому влиянию? Этикет
беседы.
Умение слушать и слышать другого. Конфликты в
общении.
Способы разрешения конфликтов.
Семья и ценности
8
Семья. Я как член семьи. Социальные роли
человека. Жизнь, как смена социальных ролей.
Как сохранить достоинство? Роль эмоций в
общении. Мои претензии к окружающим. Нужно
ли говорить правду, или ложь во спасение?

Семья и здоровье.
8
История видов спорта в нашей семье. Спортивные
выходные всей семьей.

Финансовая грамотность семьи.
12
Фирма в экономике. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Предприятие. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль. Центральный
банк Российской Федерации, его задачи, функции
и роль в банковской системе России. Занятость и
безработица, виды безработицы. Рациональное
экономическое поведение

Формы и виды
организации
внеурочной
деятельности
Беседа
Теоретический
урок
Индивидуальная,
парная, групповая/
Познавательная
Практическая
Беседа
Теоретический
урок
Индивидуальная,
парная/
Познавательная
Творческая
Беседа
Теоретический
урок
Индивидуальная,
парная, групповая/
Познавательная
Практическая
Беседа
Теоретический
урок
Индивидуальная,
парная, групповая/
Познавательная
Творческая
Практическа
я
работа
Беседа
Исследовательский
проект

10

собственника, работника, потребителя, семьянина.
Роль государства в экономике. Общественные
блага.
Налоговая система в Российской Федерации. Виды
налогов.
Итого:

Индивидуальная,
парная, групповая/
Познавательная
Практическая
Исследовательск
ая
34ч

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
10 класс, 2024-2025 уч.год (34ч/г,1час в неделю)
№ Наименование разделов и тем занятий
Кол-во
п/п
часов
Раздел 1. Семья и её функция 4 ч.

11

Уход за пожилыми членами семьи.
Домашняя аптечка. Правила приёма лекарственных препаратов.
Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных
средств.
4
Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами.
Раздел 2. Семья и школа 2 ч.
5
Подвержены ли вы чужому влиянию? Этикет беседы. Умение слушать и
слышать другого.
6
Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.
Раздел 3. Семья и ценности 8 ч.
7
Семья. Я как член семьи.
8
Социальные роли человека. Жизнь, как смена социальных ролей
9
Как сохранить достоинство?
10 Роль эмоций в общении.
11 Мои претензии к окружающим.
12 Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение?
13 Семья. Я как член семьи.
14 Социальные роли человека. Жизнь, как смена социальных ролей
Раздел 4. Семья и здоровье 8 ч.
15 История видов спорта в нашей семье.
16 Спортивные выходные всей семьёй
17 Экология души и тела.
18 Двигательная активность.
Раздел 5. Финансовая грамотность семьи 12 ч
19 Фирма в экономике.
20 Акции, облигации и другие ценные бумаги.
21 Предприятие.
22 Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
23 Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в
банковской системе России.
24 Занятость и безработица, виды безработицы.
25 Рациональное экономическое поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина.
26 Роль государства в экономике.
27 Общественные блага.
28 Налоговая система в Российской Федерации.
29 Виды налогов.
Итого:
1
2
3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».