Приложение № 29 основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Черноусовская СОШ № 19», утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для обучающихся 10 класса с. Черноусово 2024 год Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Семьеведение» 10 класс Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями). 3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования» и №287 «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования» 4. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года №1618-р. (с изменениями и дополнениями). 5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями). 6. Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (с изменениями и дополнениями). 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). (с изменениями и дополнениями). 8. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» 9. Основная образовательная программа СОО МБОУ «Черноусовскя СОШ №19»(приказ №54а от 22.08.2023г. 10.Устав МБОУ «Черноусовская СОШ №19»,( на основании Постановления Главы Белоярского городского округа от « 22 » декабря 2015г. № 4086. Рабочая программа состоит из следующих разделов: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС. 2. Содержание курса программы внеурочной деятельности 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 2 Место внеурочной деятельности в учебном плане: программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1год, с общим объёмом 34 часа (34 часа/год по 1 часу в неделю). Цели курса: формирование у обучающихся необходимой для их развития системы духовно-нравственных представлений об институте брака и семьи в современном обществе, ценности созидательных отношений, ценности семьи, ценности мужественности и женственности; готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации; способствовать благоприятному вхождению обучающегося в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье. Задачи курса: • создание условий для формирования нравственной устойчивости и навыков созидательного общения; • создание условий для здорового понимания ценности мужественности и женственности; • создание условий для формирования общего представления о предназначении семьи, роли семейной жизни в удовлетворении потребностей человека; • способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения; • способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи; • создание условий для усвоения приемов саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем; развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи; • раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи; • определить роль членов семьи; • способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем; • добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации; •продолжить знакомство учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства, ресурсы семьи; • продолжить формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство; • способствовать формированию культурного поведения в семье; • побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составления родословной своей семьи; • способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно-родовой истории; • дать представление об основных этапах динамики семейных отношений, типичных для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья; 3 • раскрыть механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка Преподавание ориентировано на использование учебников: 1. Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Издво «Арткитчен», 2021. – 244 с. 2. «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год. 3. Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни» 9- 11 класс,под редакцией академика Российской Академии образования А.А. Реана ( авторы : А.А.Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова . Издательство «Арткитчен», Москва 2019 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков; 4 - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; - способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; - осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; 5 Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; - устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: 6 - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; 7 - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты: Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье. • Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных конфликтов. • Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как экономика, право, религия, культура. • Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и приоритетов в семейной политике. • Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной культуры учащихся. • Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного развития поколений. • Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе. 8 • Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи. • Развитие положительных личностных качеств школьников – ответственности, долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству. • Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных отношений, среди которых – вступление в официальный брак, наличие уютного дома, собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота о старших и младших членах семьи. Обучающиеся научатся: - определять основные этапы динамики семейных отношений; - определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья; - различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи; - различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка; - определять способы формирования семейного бюджета; - использовать традиции семьи в жизни; - перечислять правила совместной жизни в семье; - определять терминологию родства в применении к членам Обучающийся получит возможность научиться: -ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - первичному самоопределению в семейной сфере, в жизненных ценностях, ценностносмысловой ориентации; -положительному образу семьи, родительства (отцовства и материнства), - умению слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников. Содержание курса программы внеурочной деятельности 10 класс 9 № п/п 1 2 3 4 5 Раздел программы Кол-во часв Семья и её функции 4 Уход за пожилыми членами семьи. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Семья и школа 2 Подвержены ли вы чужому влиянию? Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого. Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. Семья и ценности 8 Семья. Я как член семьи. Социальные роли человека. Жизнь, как смена социальных ролей. Как сохранить достоинство? Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим. Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение? Семья и здоровье. 8 История видов спорта в нашей семье. Спортивные выходные всей семьей. Финансовая грамотность семьи. 12 Фирма в экономике. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Занятость и безработица, виды безработицы. Рациональное экономическое поведение Формы и виды организации внеурочной деятельности Беседа Теоретический урок Индивидуальная, парная, групповая/ Познавательная Практическая Беседа Теоретический урок Индивидуальная, парная/ Познавательная Творческая Беседа Теоретический урок Индивидуальная, парная, групповая/ Познавательная Практическая Беседа Теоретический урок Индивидуальная, парная, групповая/ Познавательная Творческая Практическа я работа Беседа Исследовательский проект 10 собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Итого: Индивидуальная, парная, групповая/ Познавательная Практическая Исследовательск ая 34ч Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности 10 класс, 2024-2025 уч.год (34ч/г,1час в неделю) № Наименование разделов и тем занятий Кол-во п/п часов Раздел 1. Семья и её функция 4 ч. 11 Уход за пожилыми членами семьи. Домашняя аптечка. Правила приёма лекарственных препаратов. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. 4 Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Раздел 2. Семья и школа 2 ч. 5 Подвержены ли вы чужому влиянию? Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого. 6 Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. Раздел 3. Семья и ценности 8 ч. 7 Семья. Я как член семьи. 8 Социальные роли человека. Жизнь, как смена социальных ролей 9 Как сохранить достоинство? 10 Роль эмоций в общении. 11 Мои претензии к окружающим. 12 Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение? 13 Семья. Я как член семьи. 14 Социальные роли человека. Жизнь, как смена социальных ролей Раздел 4. Семья и здоровье 8 ч. 15 История видов спорта в нашей семье. 16 Спортивные выходные всей семьёй 17 Экология души и тела. 18 Двигательная активность. Раздел 5. Финансовая грамотность семьи 12 ч 19 Фирма в экономике. 20 Акции, облигации и другие ценные бумаги. 21 Предприятие. 22 Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. 23 Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. 24 Занятость и безработица, виды безработицы. 25 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. 26 Роль государства в экономике. 27 Общественные блага. 28 Налоговая система в Российской Федерации. 29 Виды налогов. Итого: 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34