Приложение № 28
основной образовательной программы
среднего общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Человек и общество»
для обучающихся 10 - 11 классов
с. Черноусово
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и
общество» предназначена для систематизации и углубленного изучения
курса обществознания средней школы, а также на подготовку обучающихся
10-11-х классов к ЕГЭ.
Курс «Человек и общество» состоит из двух частей - для 10 и 11 классов,
и рассчитан на 68 часов: на 34 часов изучения в 10 классе и 34 часа в 11
классе. Он дополняет материал курса «Обществознание».
Воспитательный аспект курса: формирование общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,
толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными
результатами
выпускников
основной
школы,
формируемыми при изучении содержания элективного курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни
общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и
согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
• умении
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении
различными
видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста
в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданственность;
•
В результате изучения элективного курса ученик должен знать /
понимать:
•
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
•
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание
и
значение
социальных
норм,
регулирующих
общественные отношения; уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные
роли;
•
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке,
выявлять их общие черты и различия;
•
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер
общественной жизни);
•
приводить примеры социальных объектов определенного типа,
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
•
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
•
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности
•
человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и
мнения;
•
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
(записки, заявления, справки и т. п.);
•
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
• для полноценного выполнения типичных для подростка социальных
ролей;
•
•
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей;
•
•
первичного анализа и использования социальной информации.
Характеристика основных видов деятельности
Определять структуру современного научного знания, устанавливая связи
видов наук с объектами изучения;
• характеризовать науки,
входящие в
обществознание,
выявлять связи обществоведческих наук с другими науками;
• выявлять
причины
зарождения
науки: экономических,
политических, социальных, духовных;
• понимать сферу социально-гуманитарного знания;
• находить нужную информацию по заданной теме в источниках
различного типа;
• определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
• извлекать необходимую информацию из источников;
• переводить информацию из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.);
• работать с текстами различных стилей;
• выступать с сообщениями;
• владеть основными видами публичных выступлений.
• определять место философии в системе обществознания;
• анализировать различные подходы в изучении общества;
• знать теории происхождения человека;
• характеризовать с научной позиции основные явления;
• оценивать различные суждения, сопоставлять различные научные
подходы об обществе как форме совместной жизнедеятельности людей;
• оценивать различные суждения об исторической личности;
• формулировать
на
основе
приобретенных
социальногуманитарных знаний собственные суждения;
• следовать этическим нормам и правилам ведения диспута.
• классифицировать виды деятельности;
• определять ведущие мотивы учебной деятельности, трудовой и
политической деятельности;
• формировать развернутый план ответа по вопросу;
• оценивать различные суждения;
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и
понятия;
• решать проблемные, логические, творческие задачи;
• определять сущностные характеристики периодизации развития
личности;
• характеризовать с научных позиций понятия общение,
межличностное взаимодействие, комфортность, самоопределение
личности и их место и значение в обществе;
• построение модели социологии как науки;
• характеризовать с научных позиций основные социальные
группы;
• сопоставлять
различные
научные
подходы
анализа
дифференциации общества
осуществлять комплексный поиск
информации;
• самостоятельно
выбирать
критерии
для
сравнения,
сопоставления выбора;
• использовать приобретенные знания для нравственной оценки
социального поведения людей;
• построение модели политологии как науки;
• самостоятельно
выбирать
критерии
для
сравнения,
сопоставления, оценки и классификации властных отношений,
политических режимов; построение модели понятия культурологии;
• анализ
существующих подходов к пониманию сущности
культуры и видов культур;
• раскрытие понятия духовная культура;
• установление связи морали с правом, религией, наукой,
корпоративными нормами;
• выделение особенностей мировых религий;
• самостоятельно выбирать критерии для сравнения, оценки и
классификации процессов глобализации и становления единого
человечества;
• формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные суждения и аргументы по глобальной безопасности;
• систематизировать и обобщать знания по темам курса
«Обществознание»;
• применять знания, умения и навыки для формулировки ответов к
итоговым заданиям.
Виды внеурочной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Проблемно — ценностное общение
Формы внеурочной деятельности:
• Факультатив
• Дискуссии, беседы
• Семинар, работа в группах
• Практическая, исследовательская работа
• Конференция «Политика вокруг нас»
Форма промежуточной аттестации:
• Зачет
Содержание курса
10 класс (34 часа)
Тема 1. «Научное познание общества» (5 часов)
Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний.
Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Основные
элементы философского постижения мира.
Вклад древнегреческих, европейских философов на общество и
государство. Влияние идей философов на зарождение социологии,
политологии, развитие экономики. Платон, Аристотель, А. Смит и др.
Общество как социальная иерархия и как совокупность различных
сфер, социальных институтов. Четыре главных института общества. Их
характеристики и роль в становлении человеческого общества.
Цивилизация, сходство между культурой и цивилизацией. Цивилизация
– как глобальная система ценностей, как степень социального и культурного
развития страны.
Роль религии как критерия выделения цивилизации. Культурное
своеобразие России. Понятие менталитета.
Тема 2. «Развитие общества» (5 часов)
Три стадии развития общества. Факторы, влияющие на изменения
общества: урбанизация, индустриализация. Хронологические рамки и
зарождение современного общества. Цель познания, проблема истинности и
ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как
критерий истины. Основные элементы философского постижения мира.
Процесс глобализации: разделение труда, приобщение к единому
культурному опыту, миграция, СМИ.
Сущность теории модернизации. Социальный прогресс как стержень
модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Особенности
модернизации в России.
Теория мировой системы И. Валлерштейна. Новый подход к
объяснению
структуры
мирового
сообщества.
Понятие
о
«транснациональном мире». Геополитическая перестройка мира.
Тема 3. «Социальная система общества» (7 часов)
Критерии стратификации. Исторические типы стратификации.
Характеристика каждого типа общества кастовая, сословная, классовая. Роль
среднего класса в современные общества. Социальная стратификация в
современной России.
Основные виды социальной мобильности. Динамика общества и
социальная
мобильность.
Факторы,
влияющие
на
мобильность.
Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Основные виды социальной
мобильности. Динамика общества и социальная мобильность. Факторы,
влияющие на мобильность.
Межклассовая и внутриклассовая мобильность.
Роль семьи в развитии общества. Семья как социальный институт.
Современная семья и проблемы ее сохранения. Юридические и правовые
основы брака. Особенности социальной стратификации и социальной
мобильности в России. Влияние западных стран и СМИ на социальную
мобильность. Социальная стратификация и социальная мобильность в
России.
Тема 4. «Культура и духовная жизнь» (5 часов)
Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества.
Классификация ценностей.
Воспитание моральных норм. Разумное и
рассудочное начала в человеке. Искусство управления людьми.
Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения.
Различные трактовки счастья. Счастье как удача, заслуженная награда.
Этика гедонизма. Польза как критерий человеческих поступков.
Справедливость как проблема равенства. Христианское понимание
справедливости. Справедливость в социальной политике.
Понимание
социальной справедливости. Понятие свободы. Подавление моральных
пороков. Совершенствование личности подростка.
Тема 5. «Взаимодействие людей в обществе» (5 часов)
Основные формы социального взаимодействия. Виды массовых
действий. Паника, страх и цепная реакция. «Психология толпы»
Виды конфликтов. Источники конфликтов. Протестные и социальные
движения в мире и России. Классификация социальных движений
Основные элементы социально контроля. Функции социального
контроля.
Институты
формального
и
неформального
контроля.
Самоконтроль.
Виды отклоняющего поведения. Борьба с девиациями. Особенности
отклоняющего поведения молодежи.
Тема 6. «Внутренний мир и социализация человека» (5 часов)
Психоаналитическая теории личности: З. Фрейд. Биологическая и
культурная эволюция человека. Сверх сознания, область идеальных
ценностей.
Современное понимание человеческой психики и ее компонентов. Роль
инстинктов и рефлексов в организации психической жизни человека. Мотивы
как осмысленные побудители действия. Личность как продукт культурной
эволюции. Роль родителей в воспитании детей. Детство – фундамент
социализации. Отношения между родителями и детьми. Влияние сверстников
в социализации подростков. «Трудный возраст» - особенности юношеского
возраста. Сила воли в формировании идеальных ценностей. Соотношение
понятий: душа, разум, тело.
Тема 7. Повторение (2 часа)
11 класс (34 часа)
Тема 1. «Политическая система общества» (15 час)
Основные подходы к политике, Возникновение политики, Политика и
мораль, виды политики. Человек в политической жизни. Морализм,
имморализм и аморализм. Понятие политической системы. Государство и
негосударственные объединения. Внешняя среда и политическая система.
Политическая система России. Структура политической системы.
Политические элиты и их возникновение. Смена элит, типы
политических лидеров. Возникновение политических партий. Виды партий,
Современная элита и партии в России. Понятие и сущность государства.
Функции государства. Государственное устройство по территориально административному признаку. Понятие и виды политических режимов.
Тоталитарные, авторитарные режимы и демократия. Основные ценности
демократии: свобода и принцип самоуправления.
Понятие формы правления. Монархия и республика. Форма правления
Российского государства.
Государственный механизм. Разделение властей. Институты и функции
законодательной, исполнительной и судебной власти в России.
Понятие
местного
самоуправления.
Принципы
местного
самоуправления.
Местное
самоуправление
в
России.
Местное
самоуправление в г. Светлом. Понятие политической культуры, типы,
элементы. Политическая система и политическая культура.
Тема 2. «Закон и право» (16 час)
Виды социальных норм, право, как регулятор жизни. Правовые нормы,
Публичное и частное право. Отрасли права. Соотношение права и закона.
Элементы и содержание правовых документов. Нормативно- правой акт.
Система законодательства.
Источники права, Нормативные акты. Конституция – основной закон РФ.
Федеральные конституционные законы. Виды кодексов.
Структура
документа.
Основы конституционного строя РФ.
Общая характеристика правовой системы. Романо-германская,
англосаксонская, мусульманская, правовые системы.
Понятие прав и свобод человека и гражданина. Виды прав и свобод.
Всеобщая декларация прав человека - правовой идеал современности.
Условная классификация прав человека и их внутреннее единство.
Политические, социальные, экономические, гражданские права в
Конституции РФ.
Основы правового статуса гражданина РФ.
Конституционные обязанности гражданина РФ.
Понятие механизма реализации прав и свобод личности. Воздействие
международных документов по правам человека на утверждение прав и
свобод гражданина РФ. Национальные, международные документы и
организации по
реализации прав и свобод личности. Признаки, виды,
причины. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Правоспособность. Дееспособность Деликт способность,
вменяемость. Понятие юридической ответственности. Виды, цели
юридической ответственности. Процессуальный характер государственного
принуждения. Правовая культура, Гражданское общество и правовое
государство. Правовой нигилизм, правовое сознание и правовые идеалы.
Исторические корни отрицания права в России. Роль государства в
ликвидации правовой безграмотности. Правовое воспитание личности.
Тема 3. Повторение (3 часа)
Тематическое планирование
10 класс
№
Тема
п/п
Кол-во
часов
Тема №1 «Научное познание общества»
5
1
Познание окружающего мира.
1
2
История воззрений на общество.
1
3
Строение общества
1
4
Цивилизация и общество.
1
5
Научное познание общества
1
Тема №2 «Развитие общества»
5
6
Современное развитие общества.
1
7
Модернизация.
1
8
Глобализация человеческого общества.
1
9
Мировая система
1
10
Глобалисты и антиглобалисты
1
Тема №3 «Социальная система общества»
7
11-12
Социальная стратификация
2
13-14
Социальная мобильность.
2
15-16
Семья и брак
2
Социальная стратификация и социальная мобильность в
России.
1
Тема №4 «Культура и духовная жизнь»
5
18
Этническая основа культуры.
1
19
Нравственность и моральное поведение.
1
17
20
Счастье, удовольствие, гедонизм.
1
21
Справедливость и равенство.
1
22
Свобода выбора человека и необходимость нравственных
1
поступков.
Тема №5 «Взаимодействие людей в обществе»
5
23
Социальное взаимодействие.
1
24
Конфликт и протестное движение.
1
25
Социальный контроль.
1
26
Отклоняющееся и противоправное поведение.
1
27
Отклоняющее и противоправное поведение российской
1
молодежи.
Тема №6 «Внутренний мир и социализация человека»
5
28
Структура человеческой психики.
1
29
Элементы человеческой психики и сознания.
1
30
Влияние общества на личность
1
Богатство внутреннего мира человека.
2
Тема №7 «Повторение»
2
Влияние классового положения на образ жизни и поведение
людей.
Итоговый диспут. Участие в конференции
1
Итого
34
31-32
33
34
1
Тематическое планирование
11 класс
(в 2023-2-24 уч.г. не реализуется)
№
п/п
Тема
Тема №1 «Политическая система общества»
Кол-во
часов
15
1
Что такое политика.
1
2
Политическая система.
1
Политические лидеры и политические партии
2
Государство и государственное устройство.
1
Политические режимы.
2
Формы правления.
1
9-10
Механизм государства
2
11-12
Местное самоуправление.
2
Политическая культура общества.
1
Участие гражданина в политической жизни общества.
2
Тема №2 «Закон и право»
16
16-17
Право в системе социальных норм.
2
18-19
Формы и источники права.
2
20-21
Правовые системы современности.
2
22-23
Права и свободы человека и гражданина.
2
24-25
Конституция РФ - основной гарант прав и свобод личности
2
3-4
5
6-7
8
13
14-15
РФ.
Механизм реализации прав и свобод личности.
1
Правонарушения.
2
29
Юридическая ответственность.
1
30
Правовая культура.
1
31
Причины преступности в России.
1
26
27-28
Тема №3 «Повторение»
32- 34
Итоговое повторение
3
Итого
34