Приложение № 28 основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Черноусовская СОШ № 19», утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Человек и общество» для обучающихся 10 - 11 классов с. Черноусово 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» предназначена для систематизации и углубленного изучения курса обществознания средней школы, а также на подготовку обучающихся 10-11-х классов к ЕГЭ. Курс «Человек и общество» состоит из двух частей - для 10 и 11 классов, и рассчитан на 68 часов: на 34 часов изучения в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Он дополняет материал курса «Обществознание». Воспитательный аспект курса: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Планируемые результаты изучения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; • В результате изучения элективного курса ученик должен знать / понимать: • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности • человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.); • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • • первичного анализа и использования социальной информации. Характеристика основных видов деятельности Определять структуру современного научного знания, устанавливая связи видов наук с объектами изучения; • характеризовать науки, входящие в обществознание, выявлять связи обществоведческих наук с другими науками; • выявлять причины зарождения науки: экономических, политических, социальных, духовных; • понимать сферу социально-гуманитарного знания; • находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; • определять сущностные характеристики изучаемого объекта; • извлекать необходимую информацию из источников; • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.); • работать с текстами различных стилей; • выступать с сообщениями; • владеть основными видами публичных выступлений. • определять место философии в системе обществознания; • анализировать различные подходы в изучении общества; • знать теории происхождения человека; • характеризовать с научной позиции основные явления; • оценивать различные суждения, сопоставлять различные научные подходы об обществе как форме совместной жизнедеятельности людей; • оценивать различные суждения об исторической личности; • формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные суждения; • следовать этическим нормам и правилам ведения диспута. • классифицировать виды деятельности; • определять ведущие мотивы учебной деятельности, трудовой и политической деятельности; • формировать развернутый план ответа по вопросу; • оценивать различные суждения; • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия; • решать проблемные, логические, творческие задачи; • определять сущностные характеристики периодизации развития личности; • характеризовать с научных позиций понятия общение, межличностное взаимодействие, комфортность, самоопределение личности и их место и значение в обществе; • построение модели социологии как науки; • характеризовать с научных позиций основные социальные группы; • сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества осуществлять комплексный поиск информации; • самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления выбора; • использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей; • построение модели политологии как науки; • самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации властных отношений, политических режимов; построение модели понятия культурологии; • анализ существующих подходов к пониманию сущности культуры и видов культур; • раскрытие понятия духовная культура; • установление связи морали с правом, религией, наукой, корпоративными нормами; • выделение особенностей мировых религий; • самостоятельно выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации процессов глобализации и становления единого человечества; • формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по глобальной безопасности; • систематизировать и обобщать знания по темам курса «Обществознание»; • применять знания, умения и навыки для формулировки ответов к итоговым заданиям. Виды внеурочной деятельности: • Познавательная деятельность • Проблемно — ценностное общение Формы внеурочной деятельности: • Факультатив • Дискуссии, беседы • Семинар, работа в группах • Практическая, исследовательская работа • Конференция «Политика вокруг нас» Форма промежуточной аттестации: • Зачет Содержание курса 10 класс (34 часа) Тема 1. «Научное познание общества» (5 часов) Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Основные элементы философского постижения мира. Вклад древнегреческих, европейских философов на общество и государство. Влияние идей философов на зарождение социологии, политологии, развитие экономики. Платон, Аристотель, А. Смит и др. Общество как социальная иерархия и как совокупность различных сфер, социальных институтов. Четыре главных института общества. Их характеристики и роль в становлении человеческого общества. Цивилизация, сходство между культурой и цивилизацией. Цивилизация – как глобальная система ценностей, как степень социального и культурного развития страны. Роль религии как критерия выделения цивилизации. Культурное своеобразие России. Понятие менталитета. Тема 2. «Развитие общества» (5 часов) Три стадии развития общества. Факторы, влияющие на изменения общества: урбанизация, индустриализация. Хронологические рамки и зарождение современного общества. Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Основные элементы философского постижения мира. Процесс глобализации: разделение труда, приобщение к единому культурному опыту, миграция, СМИ. Сущность теории модернизации. Социальный прогресс как стержень модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Особенности модернизации в России. Теория мировой системы И. Валлерштейна. Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о «транснациональном мире». Геополитическая перестройка мира. Тема 3. «Социальная система общества» (7 часов) Критерии стратификации. Исторические типы стратификации. Характеристика каждого типа общества кастовая, сословная, классовая. Роль среднего класса в современные общества. Социальная стратификация в современной России. Основные виды социальной мобильности. Динамика общества и социальная мобильность. Факторы, влияющие на мобильность. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Основные виды социальной мобильности. Динамика общества и социальная мобильность. Факторы, влияющие на мобильность. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Роль семьи в развитии общества. Семья как социальный институт. Современная семья и проблемы ее сохранения. Юридические и правовые основы брака. Особенности социальной стратификации и социальной мобильности в России. Влияние западных стран и СМИ на социальную мобильность. Социальная стратификация и социальная мобильность в России. Тема 4. «Культура и духовная жизнь» (5 часов) Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества. Классификация ценностей. Воспитание моральных норм. Разумное и рассудочное начала в человеке. Искусство управления людьми. Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. Различные трактовки счастья. Счастье как удача, заслуженная награда. Этика гедонизма. Польза как критерий человеческих поступков. Справедливость как проблема равенства. Христианское понимание справедливости. Справедливость в социальной политике. Понимание социальной справедливости. Понятие свободы. Подавление моральных пороков. Совершенствование личности подростка. Тема 5. «Взаимодействие людей в обществе» (5 часов) Основные формы социального взаимодействия. Виды массовых действий. Паника, страх и цепная реакция. «Психология толпы» Виды конфликтов. Источники конфликтов. Протестные и социальные движения в мире и России. Классификация социальных движений Основные элементы социально контроля. Функции социального контроля. Институты формального и неформального контроля. Самоконтроль. Виды отклоняющего поведения. Борьба с девиациями. Особенности отклоняющего поведения молодежи. Тема 6. «Внутренний мир и социализация человека» (5 часов) Психоаналитическая теории личности: З. Фрейд. Биологическая и культурная эволюция человека. Сверх сознания, область идеальных ценностей. Современное понимание человеческой психики и ее компонентов. Роль инстинктов и рефлексов в организации психической жизни человека. Мотивы как осмысленные побудители действия. Личность как продукт культурной эволюции. Роль родителей в воспитании детей. Детство – фундамент социализации. Отношения между родителями и детьми. Влияние сверстников в социализации подростков. «Трудный возраст» - особенности юношеского возраста. Сила воли в формировании идеальных ценностей. Соотношение понятий: душа, разум, тело. Тема 7. Повторение (2 часа) 11 класс (34 часа) Тема 1. «Политическая система общества» (15 час) Основные подходы к политике, Возникновение политики, Политика и мораль, виды политики. Человек в политической жизни. Морализм, имморализм и аморализм. Понятие политической системы. Государство и негосударственные объединения. Внешняя среда и политическая система. Политическая система России. Структура политической системы. Политические элиты и их возникновение. Смена элит, типы политических лидеров. Возникновение политических партий. Виды партий, Современная элита и партии в России. Понятие и сущность государства. Функции государства. Государственное устройство по территориально административному признаку. Понятие и виды политических режимов. Тоталитарные, авторитарные режимы и демократия. Основные ценности демократии: свобода и принцип самоуправления. Понятие формы правления. Монархия и республика. Форма правления Российского государства. Государственный механизм. Разделение властей. Институты и функции законодательной, исполнительной и судебной власти в России. Понятие местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Местное самоуправление в России. Местное самоуправление в г. Светлом. Понятие политической культуры, типы, элементы. Политическая система и политическая культура. Тема 2. «Закон и право» (16 час) Виды социальных норм, право, как регулятор жизни. Правовые нормы, Публичное и частное право. Отрасли права. Соотношение права и закона. Элементы и содержание правовых документов. Нормативно- правой акт. Система законодательства. Источники права, Нормативные акты. Конституция – основной закон РФ. Федеральные конституционные законы. Виды кодексов. Структура документа. Основы конституционного строя РФ. Общая характеристика правовой системы. Романо-германская, англосаксонская, мусульманская, правовые системы. Понятие прав и свобод человека и гражданина. Виды прав и свобод. Всеобщая декларация прав человека - правовой идеал современности. Условная классификация прав человека и их внутреннее единство. Политические, социальные, экономические, гражданские права в Конституции РФ. Основы правового статуса гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Понятие механизма реализации прав и свобод личности. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод гражданина РФ. Национальные, международные документы и организации по реализации прав и свобод личности. Признаки, виды, причины. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоспособность. Дееспособность Деликт способность, вменяемость. Понятие юридической ответственности. Виды, цели юридической ответственности. Процессуальный характер государственного принуждения. Правовая культура, Гражданское общество и правовое государство. Правовой нигилизм, правовое сознание и правовые идеалы. Исторические корни отрицания права в России. Роль государства в ликвидации правовой безграмотности. Правовое воспитание личности. Тема 3. Повторение (3 часа) Тематическое планирование 10 класс № Тема п/п Кол-во часов Тема №1 «Научное познание общества» 5 1 Познание окружающего мира. 1 2 История воззрений на общество. 1 3 Строение общества 1 4 Цивилизация и общество. 1 5 Научное познание общества 1 Тема №2 «Развитие общества» 5 6 Современное развитие общества. 1 7 Модернизация. 1 8 Глобализация человеческого общества. 1 9 Мировая система 1 10 Глобалисты и антиглобалисты 1 Тема №3 «Социальная система общества» 7 11-12 Социальная стратификация 2 13-14 Социальная мобильность. 2 15-16 Семья и брак 2 Социальная стратификация и социальная мобильность в России. 1 Тема №4 «Культура и духовная жизнь» 5 18 Этническая основа культуры. 1 19 Нравственность и моральное поведение. 1 17 20 Счастье, удовольствие, гедонизм. 1 21 Справедливость и равенство. 1 22 Свобода выбора человека и необходимость нравственных 1 поступков. Тема №5 «Взаимодействие людей в обществе» 5 23 Социальное взаимодействие. 1 24 Конфликт и протестное движение. 1 25 Социальный контроль. 1 26 Отклоняющееся и противоправное поведение. 1 27 Отклоняющее и противоправное поведение российской 1 молодежи. Тема №6 «Внутренний мир и социализация человека» 5 28 Структура человеческой психики. 1 29 Элементы человеческой психики и сознания. 1 30 Влияние общества на личность 1 Богатство внутреннего мира человека. 2 Тема №7 «Повторение» 2 Влияние классового положения на образ жизни и поведение людей. Итоговый диспут. Участие в конференции 1 Итого 34 31-32 33 34 1 Тематическое планирование 11 класс (в 2023-2-24 уч.г. не реализуется) № п/п Тема Тема №1 «Политическая система общества» Кол-во часов 15 1 Что такое политика. 1 2 Политическая система. 1 Политические лидеры и политические партии 2 Государство и государственное устройство. 1 Политические режимы. 2 Формы правления. 1 9-10 Механизм государства 2 11-12 Местное самоуправление. 2 Политическая культура общества. 1 Участие гражданина в политической жизни общества. 2 Тема №2 «Закон и право» 16 16-17 Право в системе социальных норм. 2 18-19 Формы и источники права. 2 20-21 Правовые системы современности. 2 22-23 Права и свободы человека и гражданина. 2 24-25 Конституция РФ - основной гарант прав и свобод личности 2 3-4 5 6-7 8 13 14-15 РФ. Механизм реализации прав и свобод личности. 1 Правонарушения. 2 29 Юридическая ответственность. 1 30 Правовая культура. 1 31 Причины преступности в России. 1 26 27-28 Тема №3 «Повторение» 32- 34 Итоговое повторение 3 Итого 34