Приложение № 37 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Черноусовская СОШ № 19», утв. приказом № 54а от 22.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности "Практикум по географии" для обучающихся 9 класса с.Черноусово 2024 Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня Ступень обучения(класс): 9 класс, основное общее Уровень: базовый Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности для учащихся 9 классов "Практикум по географии" Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Пояснительная записка В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года» Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2024-2025 г. по географии, который является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ОГЭ Программа «Практикум по географии» рассчитан на 34 часа в 9 классе. Данный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Цель: успешное усвоение учащимися системы знаний в области географии к итоговой аттестации в 9 классе Задачи: -углубить и расширить знания по физической и экономической географии; -развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру; -вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии. Содержание курса Введение. Освоение основных разделов курса 1. Источники географической информации 2. Природа Земли и человек 3. Материки, океаны, народы и страны 4. Природопользование и геоэкология 5. География России Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также - о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях. Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках. Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах. В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях. Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России. Формы и методы проведения занятий С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного курса. Данное пособие составлено для организации занятий, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов, Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, контурными картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование. Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также проверочных работ. Наличие компьютера в классе и проектора позволяет большую часть занятий проводить с использованием имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов. Конечно, за 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся. Виды контроля Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ». Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах. Планируемые результаты обучения Ожидаемые результаты: Курс «Практикум по географии» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям. Предполагаемые результаты: углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, , «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов; повышение учебной мотивации обучающихся; сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли; продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору; ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать: картографические элементы, факты; номенклатуру; основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы; особенности природы и хозяйственной деятельности человека. Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь: определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности; определять различия в поясном времени различных территорий; анализировать статистический материал; воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей; читать карты различного содержания; показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений; описывать географическое положение; определять тип объекта согласно классификации; сравнивать свойства географических объектов; определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации. Содержание курса Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России. Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. № Дата №в теме 1. 02.09 1. 2. 09.09 2. Тематическое планирование «Практикум по географии» 34 ч в год, 1 ч в неделю Резерв – 2 ч Название раздела, темы Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и 3. 16.09 1. демонстрационные версии КИМов. Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. План местности. Масштаб. Градусная сеть. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). 6. 1. Земля как планета Солнечной системы. 7. 14.10 2. Движения Земли. 8. 21.10 3. Литосфера и геологическая история Земли. 9. 28.10 4. Гидросфера. Атмосфера. 10. 11.11 5. Биосфера. ГО. 11. 18.11 6. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 25.11 Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). 12. 1. Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. 13. 02.12 2. Население и численность населения Земли. Расы, этносы. 14. 09.12 3. Материки и страны. 15. 16.12 4. Африка. Австралия. 16. 23.12 5. Антарктида. Южная Америка. 17. 30.12 6. Северная Америка. 18. 13.01 7. Евразия. 19. 20.01 8. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 27.01 Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). 20. 1. Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. 21. 03.02 2. Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. 10.02 Раздел V. География России (10 ч). 22. 1. Особенности ГП России. 23. 17.02 2. Природа России. 24. 24.02 3. Природные особенности России. 25. 03.03 4. Население России. 26. 10.03 5. Демографические показатели России. 27. 17.03 6. Хозяйство России. 28. 24.03 7. Отрасли хозяйства РФ. 29. 31.03 8. Природно-хозяйственное районирование России. 30. 07.04 9. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 31. 14.04 10. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. 21.04 Обобщение (1 ч). 32. 1. Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. Резерв – 2 ч ( 28.04, 05.05) 4. 5. 23.09 30.09 07.10 2. 3. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса № п/п 1. 2. 1. 2. 1. Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения "ОГЭ-2024", "ОГЭ-2025". Барабанов В.В., "Типовые варианты экзаменационных заданий. 30 вариантов" ,изд-во "Экзамен" "ФИПИ" "ОГЭ. География. «Большой сборник тематических заданий» Чичерина О.В., изд-во "АСТ", 2025г 2. Печатные пособия Топографические карты и географические карты кабинета географии, школьные атласы. Раздаточный материал по темам 3. Технические средства обучения Компьютер, ноутбуки, мультимедиа. 4. Экранно-звуковые пособия Электронные учебники по предмету; Интерактивные наглядные пособия; Мультимедийные учебники по всем курсам обучения; Видеоуроки; Количество 5 шт. 1 шт. 40 шт. 17 шт.