РП ВД Развиваем дар слова, 8 класс

Приложение № 35
основной образовательной программы
основного общего образования
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19»,
утв. приказом № 54а от 22.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Развиваем дар слова»
для обучающихся 8 класса

с. Черноусово,
2024 год

▪▪
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Развиваем дар слова» представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 8-9 классах, составлена в
соответствии с нормативными документами: ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с
учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Главная цель внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» на ступени основного общего
образования – дать возможность учащимся 8-9 классов составить представление о структуре будущей
экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности.
Основными задачами в реализации внеурочной деятельности «Развиваем дар слова»
должны стать:
языку;
агогическую и информационную поддержку участникам ОГЭ.
Согласно плана внеурочной деятельности, годовому календарному учебному графику МБОУ
«Черноусовская СОШ № 19», на изучение учебного курса отводится 34 часа для учащихся 8 и 9
классов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Развиваем дар слова»
Говорение. Выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Участие в
условном диалоге с учителем или другом. Создание устного монологического высказывания. Как
построить диалог и монолог. Речевые клише.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Морфемика и словообразование. Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слов
Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Морфологический анализ слова.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная)
основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные
члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения. Полные и неполные предложения. Осложнѐнное простое
предложение. Сложное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами связи
между частями. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения. Синтаксический анализ (обобщение).
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней.
Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний.
Правописание личных. окончаний глаголов и суффиксов причастий Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание

2

▪▪
НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное,
раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ.
Пунктуация. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом
осложнѐнном предложении. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания
при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах Знаки препинания
при уточняющих членах предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
(обобщение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Знаки препинания в осложнѐнном предложении (обобщение).
Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинѐнном
предложении. Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении при прямой речи, цитировании,
диалоге. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном
предложениях. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ.
Речь. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых
средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание
текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы
(морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы).
Выразительность русской речи. Анализ средств выразительности. Информационная
обработка текстов различных стилей и жанров.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство). Патриотического воспитания:
3

▪▪
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражѐнным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового
воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
4

▪▪
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности
научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учѐтом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания
для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по
существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях,

5

▪▪
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации
текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные
связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об
истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для
решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического
исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать,
обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для
оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с
целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надѐжность
информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно
запоминать
и
систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

6

▪▪
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической
речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом
цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретѐнному речевому опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий
общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность
управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать
своѐ и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению:

7

▪▪
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчѐта перед группой.
Предметные результаты освоения программы кружка «Развиваем дар слова» ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и
отражать:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения
и аудирования, чтения и письма, общения с помощью современных средств устной и письменной
коммуникации):
▪▪владение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи;
▪▪владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым);
▪▪адекватное понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в
устной и письменной форме темы и главной мысли прослушанного или прочитанного текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная и сжатая передача в
устной и письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста;
▪▪владение навыками информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного) с целью
дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделение главной и
второстепенной информации в прослушанном или прочитанном тексте; выделение явной и скрытой
информации в прослушанном или прочитанном тексте;
▪▪представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
▪▪передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных
текстов
различных
функционально-смысловых
типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с заданной
степенью свернутости: подробное изложение текста объѐмом 350 слов; сжатое изложение текста
объѐмом 160—180 слов;
▪▪устный пересказ прочитанного текста объѐмом 140— 160 слов;
▪▪извлечение информации из различных источников, свободное пользование лингвистическими
словарями, справочной литературой;
▪▪устный пересказ прочитанного или прослушанного текста;
▪▪создание устных монологических высказываний на основе наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение;
монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным
сообщением;
8

▪▪
▪▪владение различными видами диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
▪▪участие (создание не менее 5 реплик) в диалоге — запросе информации (умение ставить и
задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить
дополнительную информацию); в диалоге-сообщении информации (умение построить информативно
значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение
привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику);
▪▪обсуждение и чѐткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности,
согласованное распределение работы;
▪▪создание письменных текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение,
рассуждениеразмышление) с опорой на жизненный и читательский опыт; создание текстов с опорой на
произведения искусства;
▪▪создание письменных текстов публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка);
▪▪оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, расписка);
▪▪составление тезисов, конспекта, аннотации, реферата;
▪▪редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов;
▪▪осуществление адекватного выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
▪▪соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
оценивание письменных и устных речевых высказываний с точки зрения их эффективности,
понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и
чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
2)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования:
▪▪осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире;
▪▪осознание роли русского языка в жизни человека;
▪▪осознание богатства, выразительности русского языка;
▪▪определение различий между литературным языком и диалектам, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргонами;
▪▪соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
3)
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка в
собственных речевых высказываниях:
▪▪распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики,
грамматики (звукопись, эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнение; сравнительный оборот;
фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы), уместное употребление этих языковых средств в
собственной речи;
▪▪характеристика устных и письменных высказываний с точки зрения цели, ситуации и условий
общения;
▪▪осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, мыслей и
коммуникативных потребностей;
4)
расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
▪▪вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков
речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;
▪▪вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;
▪▪определение основных способов словообразования;
9

▪▪
▪▪определение лексического значения слова разными способами (использование толкового
словаря, а также словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту);
▪▪распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого
и переносного значения слова;
▪▪идентификация самостоятельных (знаменательных) и служебных частей речи по значению и
основным грамматическим признакам;
▪▪распознавание имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов, причастий,
деепричастий, имѐн числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, предлогов,
союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов;
▪▪распознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение);
▪▪определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление,
примыкание);
▪▪распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
(именные, глагольные, наречные);
▪▪распознавание простых неосложнѐнных предложений;
▪▪распознавание простых предложений, осложнѐнных однородными членами, включая
предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, обращением,
вводными и вставными конструкциями;
▪▪распознавание сложных предложений;
▪▪распознавание предложений с прямой речью; выделение в них прямой речи и слов автора;
▪▪распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные,
вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по количеству
грамматических основ (простые и сложные), по наличию главных членов (двусоставные и
односоставные), по наличию второстепенных членов (распространѐнные и нераспространѐнные);
предложений полных и неполных;
▪▪распознавание видов односоставных предложений (назывные, определѐнно-личные,
неопределѐнно-личные, безличные);
определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов
(простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов
предложения (определения, приложения, дополнения, обстоятельства);
▪▪распознавание бессоюзных и союзных (сложносочинѐнных и сложноподчинѐнных)
предложений, сложных предложений с разными видами связи; сложноподчинѐнных предложений с
несколькими придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным подчинением
придаточных);
▪▪распознавание сложносочинѐнных предложений по смысловым отношениям между его
частями;
▪▪распознавание видов сложноподчинѐнных предложений (определительные, изъяснительные,
обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия,
уступки, следствия, цели);
▪▪различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчинѐнных предложениях;
▪▪распознавание прямой и косвенной речи;
▪▪распознавание текстов различных функциональных разновидностей языка;
▪▪применение знаний по фонетике и графике, морфемике и словообразованию, лексике и
фразеологии, морфологии, орфографии, синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов
языкового анализа и в речевой практике;
▪▪применение знаний об основных признаках текста, особенностях функционально-смысловых
типов речи и функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов языкового
анализа и в речевой практике;
10

▪▪
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
▪▪проведение
фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического анализа слова;
▪▪проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его фрагмента;
▪▪проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента;
▪▪проведение синтаксического анализа предложений разных видов, определение синтаксической
роли самостоятельных частей речи в предложении;
▪▪проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам; соответствия
теме; наличия главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности;
▪▪проведение смыслового анализа текста; проведение анализа текста с точки зрения его
композиционных особенностей, количества микротем и абзацев;
▪▪проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом фрагменте;
▪▪проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
▪▪выявление типовых признаков текстов разных жанров (рассказ, расписка, доверенность,
заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему,
интервью, репортаж, заметка, резюме, автобиография, характеристика);
▪▪проведение анализа текста с точки зрения употребления в нѐм языковых средств
выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических);
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых
в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с
ситуацией и стилем общения:
▪▪осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского
литературного языка, способности оценивать свои языковые умения и планировать и осуществлять их
совершенствование и развитие;
▪▪умение использовать словари, в том числе мультимедийные, при построении устного и
письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск нужной
лингвистической информации, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи, а также используя разные способы конструирования
информационных запросов;
▪▪пользование толковыми словарями для определения лексического значения слова,
принадлежности его к группе однозначных или многозначных слов, для определения прямого и
переносного значения, особенностей употребления;
▪▪пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления фразеологизмов;
▪▪использование морфемных и словообразовательных словарей при проведении морфемного и
словообразовательного анализа слов, а также учебного этимологического словаря для получения
краткой информации о происхождении слова;
▪▪использование словарей синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним
синонимов или антонимов, а также в процессе редактирования текста;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и

11

▪▪
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
▪▪осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
▪▪анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и
собственной речи; корректировка речи с учѐтом еѐ соответствия основными нормами литературного
языка;
▪▪соблюдение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка:
произношение ударных и безударных гласных звуков; произношение согласных звуков и их сочетаний;
произношение мягкого или твѐрдого согласного в иноязычных словах; произношение русских имѐн,
отчеств и фамилий; географических названий; произношение некоторых грамматических форм имѐн
прилагательных, глаголов, причастий; постановка ударения в словах (в рамках изученного);
▪▪соблюдение основных словообразовательных норм современного русского литературного
языка; образование самостоятельных частей речи;
▪▪соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
изменение форм имѐн существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
употребление несклоняемых имѐн существительных; согласование имѐн существительных и глаголов в
прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только
множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными; употребление
местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности); употребление имѐн существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением; употребление
предлогов из— с; в—на в составе словосочетаний; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
словосочетанием, сложносокращѐнными словами, словами большинство — меньшинство,
количественными сочетаниями; употребление деепричастного оборота; употребления причастного
оборота;
▪▪построение словосочетаний с именами числительными (обеих — обоих); с несклоняемыми
именами существительными, со сложносокращѐнными словами; согласование однородных подлежащих
со сказуемым; согласование однородных сказуемых с подлежащим; построение предложения с
однородными членами; построение предложений с прямой и косвенной речью; построение сложных
предложений разных видов; ▪▪соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка: употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; точное использование слов, обозначающих родовые и видовые понятия, в
конструкциях с обобщающими словами при однородных членах; употребление пословиц, поговорок,
фразеологизмов, крылатых слов, афоризмов; употребление омонимов, синонимов, антонимов;
▪▪соблюдение норм построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание,
повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная
законченность; последовательность изложения (развѐртывание содержания в зависимости от цели
текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность;
▪▪соблюдение основных норм речевого этикета; ▪▪соблюдение основных орфографических норм
современного русского литературного языка: правописание морфем; употребление прописной и
строчной букв; слитные, дефисные и раздельные написания; правописание ъ и ь; правописание гласных
после шипящих и ц; ▪▪соблюдение основных пунктуационных норм современного русского
литературного языка: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания в простом
неосложнѐнном предложении; знаки препинания в простом осложнѐнном предложении; знаки
препинания в сложном предложении; знаки препинания при передаче чужой речи.

12

Тематическое планирование
8 класс
Количество часов,
№ Наименование разделов и тем
отводимых на
урока программы
изучение темы
Раздел 1. Введение

1.1

Структура экзаменационной работы по
русскому языку в формате ОГЭ и
критерии ее оценивания.

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge

1

Итого по разделу

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы)

1

Раздел 2. Текст. Сжатое изложение

2.1
2.2
2.3
2.4

Сжатое изложение. Что такое микротема.
Абзацное членение.
Что такое сжатие (компрессия) текста.
Приемы сжатия. Отработка приема
исключение.
Приемы сжатия. Отработка приема
обобщение.
Приемы сжатия. Отработка приема
упрощение.

https://edu.ru/

1

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge

1

https://sdamgia.ru/

1

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
https://edu.ru/

1

2.5

Выбор приемов сжатия.

1

2.6

Написание сжатого изложения.

1

Итого по разделу

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge

6
Раздел 3. Сочинение

3.1

Виды сочинений. Критерии оценки.
Структура сочинения.

1

3.2 Учимся формулировать тезис.

1

Учимся аргументировать. Приемы ввода
примеров из исходного текста.
Учимся аргументировать. Приемы ввода
3.4
примеров из жизненного опыта.
3.3

1
1

3.5 Учимся писать вывод сочинения.

1

Отработка навыка написания сочинения на
лингвистическую тему.
Отработка навыка написания сочинения на
3.7
понимание фразы.
3.6

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
http://schoolcollection.edu.ru/
https://sdamgia.ru/
https://edu.ru/
https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
https://sdamgia.ru/

1
https://edu.ru/
1
13

3.8

Отработка
навыка
написания
сочинениякомментария определения.

1

3.9 Написание сочинения.

1

Итого по разделу

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge

9

Раздел 4. Подготовка к выполнению заданий 2-8
Орфографический анализ слов,
4.1 предложений и текста. Правописание
приставок, корней.
Правописание суффиксов, окончаний
4.2 разных частей речи.

https://sdamgia.ru/
1
1

Слитное, раздельное, дефисное написание
4.3 слов.

1

Пунктуационный анализ предложений и
4.4 текста. Знаки препинания в простом
предложении.
Знаки препинания в осложненных
4.5 предложениях.

https://edu.ru/
https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
https://edu.ru/

1
1

Знаки препинания в сложном
4.6 предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в
предложениях с разными видами связи.

1

4.7 Оформление прямой и косвенной речи.

1

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
http://schoolcollection.edu.ru/

Синтаксический анализ словосочетания.
4.8 Типы подчинительной связи слов в
словосочетаниях.
Синтаксический анализ предложений.
4.9 Количество грамматических основ.

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
http://schoolcollection.edu.ru/

1
1

Главные и второстепенные члены. Способы
4.10 выражения подлежащего и сказуемого.

https://edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

1

Анализ содержания текста. Типы речи:
4.11 повествование, описание, рассуждение.
Главная мысль текста.
Анализ средств выразительности. Тропы.
4.12 Фигуры речи.
Лексический анализ слова, предложения,
текста. Сферы употребления слов.
4.13 Происхождение слов. Активный,
пассивный словарный запас.
Стилистическая окраска слов
Значение фразеологизмов, пословиц,
4.14 поговорок, афоризмов, крылатых слов.
Однозначные и многозначные слова.

1

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge

1

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge
https://edu.ru/

1
https://edu.ru/
1

14

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое
4.15 и переносное значение слова. Лексическое
значение слова.

1

Итого по разделу

https://fipi.ru/oge/otkrytyybankzadaniy-oge

15
Раздел 5. Итоговый контроль

Выполнение заданий экзаменационной
5.1 работы.

3

Итого по разделу

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В
ПРОГРАММЕ

https://edu.ru/

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов,
отводимых на
изучение темы

Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Говорение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1.1

Выразительное чтение вслух текста.

1.2

Подробный пересказ текста с
привлечением дополнительной
информации.

1

1.3

Создание устного монологического
высказывания.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1.4

Участие в условном диалоге интервью.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1.5

Нормы современного русского
литературного языка.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

8

Раздел 2. Сжатое изложение
2.1

Приѐмы сжатия (компрессии)
текста.

2.2

Сжатое
изложение.
Последовательность работы при
визуальном восприятии текста.

1

3

15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

2.3

Написание сжатого изложения.

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

6

Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом
3.1

Синтаксический анализ
предложений

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

3.2

Пунктуационный анализ
предложений

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

3.3

Орфографический анализ.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

3.4

Основные грамматические
(морфологические) нормы
современного русского
литературного языка.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

3.5

Грамматическая синонимия
словосочетаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

3.6

Смысловой анализ текста.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

3.7

Основные выразительные средства
лексики и фразеологии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

3.8

Лексический анализ слова

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Итого по разделу

12
Раздел 4. Сочинение

4.1

Структура сочинения-рассуждения.

4.2

Лингвистическое
Задание
9.1.
написания.

4.3

1

сочинение.
Алгоритм
его

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Сочинение на понимание фразы.
Задание
9.2.
Алгоритм
его
написания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

4.4

Сочинение-комментарий
определения. Задание
9.3.
Алгоритм его написания.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

4.5

Написание сочинения.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Итого по разделу

6

16

Раздел 5. Итоговый контроль
5.1

Выполнение заданий
экзаменационной работы.

2

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

23

Смысловой анализ текста.

1

Основные выразительные средства
лексики и фразеологии
24

25

26

27

1

Лексический анализ слова

1

Лексический анализ слова

1

Структура сочинения-рассуждения.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

Б
е
с
е
д
а
,
https://m.edsoo.ru/7f
п
р
а
к
т

18

Библио

и
к
у
м
Лингвистическое сочинение. Задание 9.1.
Алгоритм его написания.

28

1

Сочинение на понимание фразы.
Задание 9.2. Алгоритм его написания

29

1

Сочинениекомментарий определения.
Задание
9.3.
Алгоритм его написания.
30

31

32

1

Написание сочинения.

1

Написание сочинения.

1

19

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
аhttps://m.edsoo.ru/7f
к

Библио

т
и
к
у
м

Выполнение
работы.

заданий

экзаменационной

33

1

Выполнение
работы.

заданий

экзаменационной

34

1

ИТОГО:

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

П
р
а
к
т
иhttps://m.edsoo.ru/7f
к
у
м

Библио

34 часа

4
4

4

4

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».