Приложение № 13 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Черноусовская СОШ № 19», утв. приказом № 54 а от 22.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 634647) учебного предмета «Информатика» (Базовый уровень) для обучающихся 7 – 9 классов основного общего образования 2024-2025 учебный год с использованием средств обучения и воспитания центра образования естественно-научной и технической направленностей «Точка роста» с. Черноусово 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной рабочей программе воспитания Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: • Сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; • основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика»— сформировать у обучающихся: • понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; • знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; • базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; • знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; • умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; • умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. Цели изучения учебного предмета «Информатика» Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: • формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно- технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; • обеспечение условий ,способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; • формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика». ФГОС ООО предусмотрены требования к освоению предметных результатов по информатике на базовом и углублённом уровнях, имеющих общее содержательное ядро и согласованных между собой. Это позволяет реализовывать углублённое изучение информатики как в рамках отдельных классов, так и в рамках индивидуальных образовательных траекторий, в том числе используя сетевое взаимодействие организаций и дистанционные технологии. По завершении реализации программ углублённого уровня учащиеся смогут детальнее освоить материал базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня сложности. Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа — по1часувнеделюв7,8и9классахсоответственно. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 7 класс Цифровая грамотность Компьютер —универсальное устройство обработки данных Компьютер— универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. Историяразвитиякомпьютеровипрограммногообеспечения.Поколениякомпьютеров.Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение.Системы программирования.Правовая охранапрограммиданных.Бесплатные иусловно-бесплатные программы.Свободноепрограммноеобеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки).Путькфайлу(папке).Работасфайламиикаталогамисредствамиоперационнойсистемы:создан ие, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов).Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста,электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивацияданных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствамиоперационнойсистемы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.Программыдлязащитыотвирусов. Компьютерныесети Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов вебресурсов.Браузер.Поисковыесистемы.Поискинформациипоключевымсловамипоизображению.Дост оверностьинформации,полученнойизИнтернета. Современныесервисыинтернет-коммуникаций. Сетевой этикет,базовые нормы информационнойэтики иправа приработе всети Интернет.СтратегиибезопасногоповедениявИнтернете. Теоретическиеосновыинформатики Информацияиинформационныепроцессы Информация—одноизосновныхпонятий современнойнауки. Информациякаксведения,предназначенныедлявосприятиячеловеком,иинформациякакданные,котор ыемогутбытьобработаныавтоматизированнойсистемой. Дискретностьданных.Возможностьописаниянепрерывныхобъектовипроцессовспомощьюдискретны хданных. Информационныепроцессы—процессы,связанныесхранением,преобразованиемипередачейданных. Представлениеинформации Символ.Алфавит.Мощностьалфавита.Разнообразиеязыковиалфавитов.Естественныеиформальныея зыки.Алфавиттекстовнарусскомязыке.Двоичныйалфавит.Количествовсевозможныхслов(кодовыхк омбинаций)фиксированнойдлинывдвоичномалфавите.Преобразованиелюбогоалфавитакдвоичному .Количестворазличныхсловфиксированнойдлинывалфавитеопределённоймощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодоваятаблица,декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.Информационныйобъёмданных.Бит—минимальнаяединицаколичестваинформации— двоичныйразряд.Единицыизмеренияинформационногообъёмаданных.Бит,байт,килобайт,мегабайт,гига байт. Скорость передачи данных.Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общеепредставлениеоцифровомпредставленииаудиовизуальныхидругихнепрерывныхданных. Кодированиецвета.Цветовыемодели.МодельRGB.Глубинакодирования.Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных длярастровогоизображения. Кодированиезвука. Разрядностьичастотазаписи. Количествоканалов записи. Оценкаколичественныхпараметров,связанныхспредставлением ихранениемзвуковыхфайлов. Информационныетехнологии Текстовыедокументы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).Текстовыйпроцессор— инструментсоздания,редактированияиформатированиятекстов.Правиланаборатекста.Редактирован иетекста.Свойствасимволов.Шрифт.Типышрифтов(рубленые,сзасечками,моноширинные).Полужи рное икурсивноеначертание.Свойстваабзацев:границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование.Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки.Добавление таблицвтекстовыедокументы. Вставкаизображенийвтекстовыедокументы.Обтеканиеизображенийтекстом.Включениевтекстовыйд окументдиаграмм,формул,нумерациистраниц,колонтитулов,ссылокидр. Проверкаправописания.Расстановкапереносов.Голосовойвводтекста.Оптическоераспознаваниетек ста.Компьютерныйперевод.ИспользованиесервисовсетиИнтернетдляобработкитекста. Компьютернаяграфика Знакомствосграфическимиредакторами.Растровыерисунки.Использованиеграфическихпримитивов . Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменениеразмера,обрезка,поворот,отражение,работасобластями(выделение,копирование,заливкац ветом),коррекцияцвета,яркостииконтрастности. Векторнаяграфика.Созданиевекторныхрисунковвстроеннымисредствамитекстовогопроцессораили другихпрограмм(приложений).Добавлениевекторныхрисунковвдокументы. Мультимедийныепрезентации Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений.Работа снесколькимислайдами. Добавлениенаслайдаудиовизуальныхданных.Анимация.Гиперссылки. 8 класс Теоретическиеосновыинформатики Системысчисления Непозиционныеипозиционныесистемысчисления.Алфавит.Основание.Развёрнутаяформазаписичи сла.Переводв десятичнуюсистемучисел,записанныхвдругихсистемахсчисления. Римскаясистемасчисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную системусчисления.Восьмеричнаясистемасчисления.Переводчиселизвосьмеричнойсистемывдвоичн ую идесятичную системыиобратно.Шестнадцатеричнаясистема счисления.Переводчиселизшестнадцатеричнойсистемывдвоичную,восьмеричнуюидесятичнуюсист емыиобратно. Арифметическиеоперациивдвоичнойсистемесчисления. Элементыматематическойлогики Логическиевысказывания.Логическиезначениявысказываний.Элементарныеисоставныевысказыва ния.Логическиеоперации:«и»(конъюнкция,логическоеумножение),«или»(дизъюнкция,логическоес ложение),«не»(логическоеотрицание).Приоритетлогическихопераций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинностивходящихвнегоэлементарныхвысказываний.Логическиевыражения.Правилазаписилоги ческихвыражений. Построение таблиц истинности логических выражений.Логические элементы. Знакомство с логическими основа-микомпьютера. Алгоритмыипрограммирование Исполнителииалгоритмы.Алгоритмическиеконструкции Понятиеалгоритма.Исполнителиалгоритмов.Алгоритмкакплануправленияисполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).Алгоритмическиеконструкции.Конструкция«следование».Линейныйалгоритм.Огранич енностьлинейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательностивыполняемыхдействийотисходныхданных. Конструкция«ветвление»:полнаяинеполнаяформы.Выполнениеиневыполнениеусловия(истинностьи ложностьвысказывания).Простые исоставные условия. Конструкция«повторения»:циклысзаданнымчисломповторений,сусловиемвыполнения,спеременной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату приконкретных исходных данных.Разработканесложных алгоритмов с использованием циклов иветвленийдляуправленияформальнымиисполнителями,такимикакРобот,Черепашка,Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логическиеошибки.Отказы. Языкпрограммирования Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).Системапрограммирования:редактортекста программ,транслятор,отладчик. Переменная:тип,имя,значение.Целые,вещественныеисимвольныепеременные. Операторприсваивания.Арифметическиевыраженияипорядокихвычисления.Операциисцелымичис лами:целочисленноеделение,остатокотделения. Ветвления.Составныеусловия(записьлогическихвыраженийнаизучаемомязыкепрограммирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решениеквадратногоуравнения,имеющеговещественныекорни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочныйвывод,выборточкиостанова. Циклсусловием.АлгоритмЕвклидадлянахождениянаибольшегообщегоделителядвухнатуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием,меньшимилиравным10,наотдельныецифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверкинатуральногочисланапростоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработкастрок.Подсчёт частотыпоявлениясимволавстроке.Встроенныефункции дляобработкистрок. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных;определениевозможныхвходныхданных,приводящихкданномурезультату. 9 класс Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального иколлективногоразмещенияновойинформациивсетиИнтернет.Большиеданные(интернет- данные, вчастности,данныесоциальныхсетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации.ЗащиталичнойинформациивсетиИнтернет.БезопасныестратегииповедениявсетиИ нтернет.Предупреждениевовлечениявдеструктивныеикриминальныеформысетевойактивности(киб ербуллинг,фишингидр.). Работавинформационномпространстве Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтоваяслужба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковыеслужбы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг.Облачныехранилищаданных.Средствасовместнойразработкидокументов(онлайнофисы).Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые играфические редакторы, средыразработкипрограмм. Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные(натурные)иинформационныемодели.Непрерывныеидискретныемодели.Имитацион ныемодели.Игровыемодели.Оценкаадекватностимоделимоделируемомуобъектуицеляммоделирова ния. Табличныемодели.Таблицакакпредставлениеотношения. Базыданных.Отборвтаблицестрок,удовлетворяющихзаданномуусловию. Граф.Вершина,ребро,путь.Ориентированныеинеориентированныеграфы.Длина(вес)ребра.Весоваяма трицаграфа.Длинапутимеждувершинамиграфа.Поископтимальногопутивграфе.Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычислениеколичествапутейвнаправленномациклическомграфе. Дерево.Корень,вершина(узел),лист,ребро(дуга)дерева.Высотадерева.Поддерево.Примерыиспользова ниядеревьев.Переборвариантовспомощьюдерева. Понятиематематическоймодели.Задачи,решаемыеспомощьюматематического(компьютерного)мод елирования.Отличиематематическоймоделиотнатурноймоделииотсловесного(литературного)описа нияобъекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели,программнаяреализация,тестирование,проведениекомпьютерногоэксперимента,анализегор езультатов,уточнениемодели. Алгоритмыипрограммирование Разработкаалгоритмовипрограмм Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений,цикловивспомогательныхалгоритмовдляуправленияисполнителемРоботилидругимиисп олнителями,такимикак Черепашка,Чертёжник идр. Табличныевеличины(массивы).Одномерныемассивы.Составлениеиотладкапрограмм,реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языковпрограммирования(Python,C++,Паскаль,Java,C#,ШкольныйАлгоритмическийЯзык):заполне ние числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём вводачисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве;подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального(максимального)элемента массива.Сортировка массива. Обработкапотокаданных:вычислениеколичества,суммы,среднегоарифметического,минимальногои максимальногозначенияэлементовпоследовательности,удовлетворяющихзаданномуусловию. Управление Управление.Сигнал.Обратнаясвязь.Получениесигналовотцифровыхдатчиков(касания,расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи всистемахуправления техническимиустройствамиспомощьюдатчиков,втомчислевробототехнике. Примерыроботизированных систем (система управлениядвижениемвтранспортнойсистеме,сварочнаялинияавтозавода,автоматизированноеупра влениеотоплениядома,автономнаясистема управлениятранспортнымсредствомит. п.). Информационныетехнологии Электронныетаблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактированиеиформатированиетаблиц.Встроенныефункциидляпоискамаксимума,минимума,сум мыисреднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм(гистограмма,круговаядиаграмма,точечнаядиаграмма).Выбортипа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация.Условныевычислениявэлектронныхтаблицах.Суммированиеиподсчётзначений,отвечаю щихзаданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронныхтаблицах. ИнформационныетехнологиивсовременномобществеРольинформационныхтехнологийвразвитииэк ономики мира,страны,региона.Открытыеобразовательные ресурсы. Профессии,связанныесинформатикойиинформационнымитехнологиями:вебдизайнер,программист,разработчикмобильныхприложений,тестировщик,архитекторпрограммного обеспечения,специалистпоанализуданных,системныйадминистратор. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»НАУРОВНЕОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие существенный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей с использованием оборудования центра «Точка роста». Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися следующихличностных,метапредметныхипредметныхрезультатовосвоенияучебногопредмета. Личностныерезультаты Личностныерезультатыимеютнаправленностьнарешениезадачвоспитания,развитияисоциализацииоб учающихсясредствамипредмета. Патриотическоевоспитание: • ценностноеотношениекотечественномукультурному,историческомуинаучномунаследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях вобластиинформатикииинформационныхтехнологий;заинтересованностьвнаучныхзнанияхо цифровойтрансформациисовременногообщества. Духовно-нравственноевоспитание: • ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки другихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсучётомосознанияпоследствийпоступк ов;активноенеприятиеасоциальныхпоступков,втомчислевсетиИнтернет. Гражданскоевоспитание: • представление осоциальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том численавыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разно образной совместнойдеятельностипривыполненииучебных,познавательныхзадач,созданииучебныхпр оектов;стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощивпроцессеэтойучебнойдеятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позициинравственныхиправовыхнормс учётомосознанияпоследствийпоступков. Ценностинаучногопознания: • сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационныхпроцессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровнюразвития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для пониманиясущностинаучнойкартинымира; • интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность ксамообразованию,осознанномувыборунаправленности иуровняобучения в дальнейшем; • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка наосмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать путидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия; • сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельнойработы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствамиинформационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своегообучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательнойдеятельности,развиватьмотивыиинтересысвоейпознавательнойдеятель ности; Формированиекультурыздоровья: • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка наздоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требованийбезопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий(ИКТ). Трудовоевоспитание: • интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрудавсферахпрофессиональнойдеятельности, связанныхсинформатикой,программированиемиинформационнымитехнологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-техническогопрогресса; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненныхплановсучётомличныхиобщественныхинтересовипотребностей. Экологическоевоспитание: • осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числесучётомвозможностей Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойсреды: • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественногоповедения, формсоциальнойжизнивгруппахи сообществах,втомчислесуществующихввиртуальномпространстве. Метапредметныерезультаты Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражаютовладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными,регулятивными. Универсальные познавательные действияБазовые логическиедействия: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делатьумозаключения(индуктивные,дедуктивные ипоаналогии)ивыводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешенияучебныхипознавательныхзадач; • самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантовреш ения,выбиратьнаиболееподходящийсучётомсамостоятельновыделенныхкритериев). Базовыеисследовательскиедействия: • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательнымсостояниемситуации,объекта, исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное; • оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеиссл едования; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия ваналогичныхилисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихразвитиивновы хусловияхиконтекстах. Работа синформацией: • выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи; • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информацииилиданныхизисточников сучётомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев; • выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхви довиформпредставления; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации ииллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и ихкомбинациями; • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем илисформулированнымсамостоятельно; • эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию. Универсальные коммуникативные действияОбщение: • сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразл ичие исходствопозиций; • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,проекта); • самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностейауди тории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты сиспользованиемиллюстративныхматериалов. Совместнаядеятельность(сотрудничество): • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решенииконкретнойпроблемы,втомчислеприсозданииинформационногопродукта; • принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждать процессирезультатсовместной работы; • выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигаякачественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другимичленамикоманды; • оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,самостоятельносформулированнымучастникамивзаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижениерезультатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлениюотчётаперед группой. Универсальные регулятивные действияСамоорганизация: • выявлятьв жизненныхиучебныхситуацияхпроблемы,требующиерешения; • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятиерешений,принятиерешенийвгруппе); • самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешенияуч ебнойзадачисучётомимеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргументироватьпред лагаемыевариантырешений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте; • делать выборвусловияхпротиворечивой информацииибратьответственностьзарешение. Самоконтроль(рефлексия): • владетьспособамисамоконтроля, самомотивацииирефлексии; • давать адекватнуюоценкуситуации и предлагать планеёизменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решенииучебнойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам; • объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовинформационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное впроизошедшейситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихсяситуаций,установленных ошибок,возникшихтрудностей; • оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям. Эмоциональныйинтеллект: • ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого. Принятие себяидругих: • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа клюбымобъёмаминформации. Предметныерезультаты 7 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного даннойрабочейпрограммой,отражаютсформированностьуобучающихсяумений: • пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать пониманиеосновныхпринциповкодированияинформацииразличнойприроды(текстовой,граф ической, аудио); • сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; • оцениватьисравниватьразмерытекстовых, графических,звуковыхфайловивидеофайлов; • приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравниватьихколичественныехарактеристики; • выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров ипрограммногообеспечения; • получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и егоосновных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройстваввода-вывода); • соотноситьхарактеристикикомпьютерасзадачами,решаемымисегопомощью; • ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имяфайла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структурынекоторогоинформационногоносителя); • работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графическогоинтерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять иархивироватьфайлыикаталоги;использоватьантивируснуюпрограмму; • представлять результаты своей деятельности в виде структурированныхиллюстрированныхдокументов,мультимедийныхпр езентаций; • искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению),критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности иобщества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского итеррористическогохарактера; • пониматьструктуруадресов веб-ресурсов; • использоватьсовременныесервисыинтернет-коммуникаций; • соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдатьсетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложенияминалюбыхустройствахив сетиИнтернет,выбирать безопасныестратегииповеденияв сети; • иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя иуметьприменятьметоды профилактики. 8 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного даннойрабочейпрограммой,отражаютсформированностьуобучающихсяумений: • пояснятьнапримерахразличиямеждупозиционнымиинепозиционнымисистемамисчисления; • записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системахсчисления (соснованиями2,8,16);выполнятьарифметическиеоперациинадними; • раскрыватьсмыслпонятий«высказывание»,«логическаяоперация»,«логическоевыражение»; • записыватьлогическиевыражениясиспользованиемдизъюнкции,конъюнкциииотрицания,опр еделятьистинностьлогическихвыражений,еслиизвестнызначенияистинности входящих внего переменных, строить таблицы истинности для логическихвыражений; • раскрыватьсмыслпонятий«исполнитель»,«алгоритм»,«программа»,понимаяразницумеждуу потреблениемэтихтерминоввобыденнойречиивинформатике; • описывать алгоритм решения задачи различнымиспособами, в том числе в виде блоксхемы; • составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованиемветвленийицикловдляуправленияисполнителями,такимикакРобот,Черепаш ка,Чертёжник; использоватьконстантыипеременныеразличныхтипов(числовых,логических,символьных),а так же содержащие их выражения; использовать оператор присваивания; • использоватьприразработкепрограммлогическиезначения,операцииивыражениясними; • анализироватьпредложенныеалгоритмы,втомчислеопределять,какиерезультатывозможныпр и заданном множестве исходны хзначений; • создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++,Паскаль,Java,C#,ШкольныйАлгоритмическийЯзык),реализующиенесложныеалгоритм ы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. • 9 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного даннойрабочейпрограммой,отражаютсформированностьуобучающихсяумений: • разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложныеалгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управленияисполнителями, такимикак Робот,Черепашка,Чертёжник; • составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовыхпоследовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммыили количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования(Python,C++,Паскаль,Java,C#,ШкольныйАлгоритмическийЯзык); • раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оцениватьадекватностьмоделимоделируемомуобъектуицеляммоделирования; • использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры;находитькратчайшийпутьвграфе; • выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы,графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработкиданных; • использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, втом числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованиемвстроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданномуусловию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной,относительной,смешаннойадресации; • использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разныхпредметныхобластей; • использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачныехранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) вучебнойиповседневнойдеятельности; • приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственныхуслуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности;использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищатьперсональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения,подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологическихаспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичностьсубъектовиресурсов,опасностьвредоносногокода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные икриминальныеформысетевойактивности(втомчисле кибербуллинг,фишинг). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1.Цифроваяграмотность Компьютер – универсальное устройство 1.1 обработки данных Всег о КР Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПР Библиотека ЦОК 2 2 Библиотека ЦОК 1.2 Программы и данные 4 4 1.3 Компьютерные сети 2 1 Представление информации https://m.edsoo.ru/7f416 46e Библиотека ЦОК Итого по разделу 8 Раздел 2.Теоретическиеосновыинформатики Информация и информационные 2.1 2 процессы 2.2 https://m.edsoo.ru/7f416 46e https://m.edsoo.ru/7f416 46e 7 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f416 46e Библиотека ЦОК 9 1 4 https://m.edsoo.ru/7f416 46e Итого поразделу 11 5 Раздел 3.Информационные технологии (с использованием оборудования Центра «Точка роста») Библиотека ЦОК 4 3.1 Текстовые документы 6 1 https://m.edsoo.ru/7f416 46e Библиотека ЦОК 3.2 Компьютерная графика* 4 3.3 Мультимедийные презентации* 3 Итогопоразделу Резервноевремя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 https://m.edsoo.ru/7f416 46e Библиотека ЦОК 1 13 2 1 34 3 2 https://m.edsoo.ru/7f416 46e 8 20 8 КЛАСС Количествочасов № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Всего КР Раздел 1.Теоретическиеосновыинформатики ПР Электронные (цифровые) образовательныере сурсы Библиотека ЦОК 1.1 Системысчисления 6 1 https://m.edsoo.ru/7f41 8516 1.2 Элементыматематической 6 1 Библиотека ЦОК логики https://m.edsoo.ru/7f41 8516 Итогопоразделу 12 Раздел 2.Алгоритмы и программирование ( с использованиемоборудованияЦентра «Точкароста») Исполнители и Библиотека ЦОК алгоритмы. 5 2.1 10 1 https://m.edsoo.ru/7f41 Алгоритмические 8516 конструкции* Библиотека ЦОК Язык 7 2.2 9 https://m.edsoo.ru/7f41 программирования* 8516 2.3 Анализ алгоритмов* Итогопоразделу Резервноевремя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f41 8516 21 1 34 3 12 9 КЛАСС Количествочасов № п/п Наименованиеразделов и темпрограммы Раздел 1.Цифроваяграмотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного 1.1 поведения в ней 1.2 Работа в информационном пространстве Всего КР Электронные (цифровые) образовательныере сурсы ПР Библиотека ЦОК 3 https://m.edsoo.ru/7f41a 7d0 Библиотека ЦОК 3 https://m.edsoo.ru/7f41a 7d0 Итогопоразделу 6 Раздел 2.Теоретические основы информатики (с использованиемоборудованияЦентра «Точкароста») Библиотека ЦОК Моделирование как 1 2.1 8 1 https://m.edsoo.ru/7f41a метод познания* 7d0 Итого по разделу 8 Раздел 3.Алгоритмы и программирование Библиотека ЦОК 3.1 Разработка алгоритмов и программ* 6 3.2 Управление 2 Итого по разделу 1 1 https://m.edsoo.ru/7f41a 7d0 Библиотека ЦОК 8 1 https://m.edsoo.ru/7f41a 7d0 Раздел 4.Информационныетехнологии 4.1 Электронные таблицы Информационные технологии в современном обществе* Итогопоразделу Резервноевремя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 10 3 https://m.edsoo.ru/7f41a 7d0 Библиотека ЦОК 4.2 1 https://m.edsoo.ru/7f41a 7d0 11 1 34 2 6 *Шрифтом выделены уроки, проводимые с оборудованием центра «Точка роста». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ Авторская программа Методические материалы Контрольнооценочныематер иалы Информатика.Програм мы дляосновной школы:5-6класса.79классы/Л.Л.Босова,А. Ю.Босова – М.:Бином. Лаборатория знаний,2015 Информатика. 7-9 класс:Методическоеп особие/Л.Л.Босова,А. Ю.Босова,– М.:Бином.Лаборатори язнаний,2016 Информатика. 7 класс:самостоятельныеиконтрольн ыеработы /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.:Бином.Лабораториязнаний,2017 Информатика. 7-9 класс: Примерная рабочая программа /Л.Л.Босова,А.Ю.Босо ва, – М.:Бином. Лаборатория знаний,2016 Информатика.7класс:итоговаяконт рольнаяработа/Л.Л.Босова,А.Ю.Бо сова, И.А.Аквилянов – М.:Бином. Лабораториязнаний,2019 Информатика. 8 класс:самосто ятельныеиконтрольныеработы /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.:Бином.Лабораториязнаний,2018 Информатика.8класс:итоговаяконт рольнаяработа/Л.Л.Босова,А.Ю.Бо сова, И.А.Аквилянов – М.:Бином. Лабораториязнаний,2019 Информатика.9класс:итоговаяконт рольнаяработа/Л.Л.Босова,А.Ю.Бо сова, И.А.Аквилянов – М.:Бином. Лабораториязнаний,2019 Информатика. 9 класс:самосто ятельныеиконтрольныеработы /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.:Бином.Лабораториязнаний,2017 . Информатика.9класс:итоговаяконт рольнаяработа/Л.Л.Босова,А.Ю.Бо сова, И.А.Аквилянов – М.:Бином. Лабораториязнаний,2020 Информатика.7-9класс:Сборник Учебник Информатика. 7 класс:уче бник/Л.Л.Босова,А.Ю.Бос ова– М.:Бином.Лабораториязна ний,2020 Информатика. 8 класс:уче бник/Л.Л.Босова,А.Ю.Бос ова– М.:Бином.Лабораториязна ний,2018 Информатика. 9 класс:уче бник/Л.Л.Босова,А.Ю.Бос ова– М.:Бином.Лабораториязна ний,2020 задачиупражнений/Л.Л.Босова,А. Ю.Босова, И.А.Аквилянов – М.:Бином. Лабораториязнаний,2018 Занимательныезадачипоинформати ке/Л.Л.Босова,А.Ю.Босова,Ю.Г.Ко ломенскаяМ.:Бином.Лабораториязнаний,2013 ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://www.ixbt.com — содержит достоверную и полную информацию об аппаратном обеспечении компьютера. 2. http://www.infojournal.ru — научно-методический журнал «ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ». 3. http://school-db.informika.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 4. http://www.rusedu.info — сайт, посвящённый информатике и ИКТ в образовании. 5. http://inf.1september.ru/ — газета «Информатика». 6. http://www.alleng.ru/edu/comp.htm — на данном сайте можно найти и скачать материалы по различным разделам информатики. 7. http://uchinfo.com.ua — авторский сайт учителя информатики Макаровой М.Е. 8. http://festival.1september.ru/subjects/11/ — фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 9. http://pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19 — учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе. 10. http://comp-science.narod.ru — дидактические материалы по информатике.